Василий Рыжонков: «Выгорание предпринимателя немедленно сказывается на бизнесе»
— Как пандемия коронавируса сказалась на эмоциональном состоянии российских предпринимателей?
— В 2020 году люди оказались в условиях, к которым не были готовы. Я назвал бы текущий кризис не эпидемиологическим, а биосоциальным, потому что он серьезно изменил наш образ жизни. Разрушение привычного уклада обернулось стрессом.
На предпринимателей последствия пандемии повлияли сильнее, чем на представителей других социальных групп: пандемия ускорила у многих предпринимателей профессиональное и личностное выгорание, которое проявляется в том числе в виде кризиса среднего возраста.
— Почему у предпринимателей кризис проявляется острее, чем у других социальных групп?
— Профессионал, работающий по найму, защищен стабильной зарплатой, приличным социальным пакетом, законодательством, в конце концов. У наемного сотрудника потенциальные риски и уровень стресса несопоставимы с предпринимательскими. Особенно в России. Предприниматели, которые работают без выходных в условиях полной неопределенности, несут ответственность за других людей — за клиентов, за команду, поэтому они подвержены выгоранию гораздо сильнее, чем сотрудники на зарплате.
— На чем чаще всего ломаются предприниматели?
— Не претендую на исчерпывающую онтологию, но на своем примере могу сказать, что предприниматели в большинстве своем трудоголики. Постоянные переработки ведут к изменению образа жизни, к перекосам в личной и социальной сферах.
Кроме того, предпринимателям приходится постоянно принимать большое количество решений, причем в условиях неопределенности. Это значит, что они тратят больше физической эмоциональной энергии, чем «обычные» люди. Если ты при этом не можешь восстанавливаться, накапливать ресурс, поддерживать work-life balance (баланс между работой и жизнью), стресс приводит тебя в состояние выгорания.
Предприниматели вынуждены работать на несколько фронтов и постоянно сталкиваются с большим количеством рисков: экономическими, рыночными, конкурентными, рискам со стороны сотрудников и клиентов. Иногда это приводит к когнитивным искажениям, когда мы вынужденно отталкиваемся от своего предыдущего опыта, который может быть негативным или неправильно интерпретированным.
— Может ли столкнуться с выгоранием успешный предприниматель или оно грозит тем, у кого не идут дела?
— Для начала надо понять, что мы подразумеваем под словами «успешный предприниматель».
— Предприниматель, который построил успешный в финансовом плане бизнес или даже не один.
— Да, это общепризнанная западная терминология: успех — это прибыль, деньги, капитализация. Но это навязанная история, которую пытаются транслировать в масштабах всей планеты. На самом деле понятие успеха у всех разное. Есть огромное количество успешных предпринимателей, которые совершенно не похожи на Илонов Масков, Биллов Гейтсов или других «икон бизнеса». А Стив Джобс перед смертью жалел о том, что проводил мало времени с семьей, а вовсе не о том, что не вывел на рынок какой-то новый продукт.
Предприниматели, которых можно назвать «иконами бизнеса», действительно внешне меньше подвержены выгоранию. Но происходит это потому, что у них «болевой порог» значительно выше, чем у большинства людей, — то, что других может сломать, для таких предпринимателей едва ли не норма жизни.
В России несколько миллионов самозанятых, многие из которых живут своей успешной жизнью, которая ничуть не похожа на американскую мечту. Для меня успех заключается не только в том, чтобы создать гармоничный, развивающий по финансовым показателям бизнес, но и в том, чтобы оставить после себя след в социальной жизни.
— Сталкивались ли вы сами с проблемой выгорания?
— Да. В какой-то момент я обнаружил себя в состоянии конкретного выгорания: у меня полностью вырубился энергетический ресурс, я был полностью истощен. В этом состоянии радикально снижается эффективность: то, что человек раньше делал за неделю, теперь не может сделать за три месяца. Теряется умение концентрироваться на одной проблеме. Без энергии приходится делать постоянные усилия над собой, но вдолгую так играть невозможно. Выгорание предпринимателя немедленно сказывается на бизнесе, на команде, на клиентах. Именно поэтому я решил заняться темой предпринимательского мышления и исследованием этой темы через преподавание.
— Существуют ли практики, позволяющие избежать предпринимательского выгорания или снизить его эффект?
— Единого рецепта, к сожалению, не существует. Если несколько терапий, различающихся по подходам и принципам.
— А какие практики применяли вы сами?
— На основе личного опыта скажу, что необходимо в первую очередь работать с собой, со своим внутренним миром. Есть хорошее упражнение «колесо баланса», которое показывает определенный срез состояния человека на текущий момент и помогает планировать развитие.
В профессиональном плане мне помогло решение, которое я принял: во-первых, заниматься только теми задачами, которые приносят мне удовольствие, а во-вторых — только такими, где я могу внести реальный вклад в успех.
— Что именно вы решили отфильтровать?
— Распространена ситуация, когда основатели бизнеса одновременно являются и топ-менеджерами. Но это две абсолютно разные роли. Фаундер должен заниматься драйвом, мотивацией, созданием команды лидеров, продумыванием общей концепции бизнеса. Топ-менеджмент должен усиливать и развивать конкретные направления.
Поэтому борьба с выгоранием должна вестись по двум фронтам: внутреннему и внешнему. То есть серьезно заниматься собой, искать свою энергию и давать себе возможность в бизнесе работать над тем, что получается, а все остальные задачи делегировать.