К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Звезды под ударом: как воруют имена у знаменитостей

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Фейковые рассылки и гивы, угоны аккаунтов... Как с этим бороться? Рассказывает заместитель гендиректора Group-IB, эксперт проекта Forbes for Business Андрей Бусаргин

Ущерб от неправомерного использования бренда знаменитостей в сети составляет более полумиллиарда рублей в год (по оценке Group-IB). Кто и как зарабатывает на звездных именах?

«Гляжусь в тебя, как в зеркало, до головокружения»

Зимой 2020 года эксперты Group-IB обнаружили необычный вид мошенничества, жертвами которого оказались знаменитые блогеры и музыканты. Злоумышленники создавали в Telegram фейковые аккаунты продюсеров звезд и обещали разместить рекламу в Instagram звезды. В качестве приманки они выбрали аккаунты певицы Елены Темниковой и рэпера Моргенштерна.  

В другом случае от имени популярного Telegram-канала «Незыгарь» аферисты предложили представителям одного из крупнейших российских предприятий из сферы агропромышленного комплекса обсудить отказ от публикации негатива.

 

Звезды и сами открыто предупреждают о фейковых аккаунтах — например, об этом в своем Instagram 

(принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в РФ, — Forbes for Business) в 2020 году написал Юрий Дудь (признан иноагентом,  — Forbes for Business). Были попытки угона в соцсетях аккаунтов Ромы Зверя, Ларисы Гузеевой, Елизаветы Белой. Зачастую известные люди даже не догадываются о том, что их медийный образ «призывает» к участию в различных розыгрышах.

Отдай немного — получи максимум

Чаще всего мошенниками движет финансовая выгода. Чтобы продать какой-либо товар или втянуть вас, допустим, в розыгрыш или лотерею, им нужно вызвать ваше доверие. Так работает социальная инженерия. Доверия проще всего добиться, если используешь лидера мнений — звезду сцены, актера, бизнесмена, блогера, активиста, ведущего телешоу или Youtube-канала.

 

Возьмем популярный формат — гивы (от англ. Giveaway — опрос). Гив проводится от лица известной личности, в нем может использоваться старое реальное фото или видео этой персоны, а может и измененное, то есть на видео человек говорит одно, а переозвучка или наложение, простой монтаж — выдают совсем другое.  

Схема гива — отдай немного, получи максимум. Разыгрывается, как правило, большая сумма (от 100 000 до 1 млн рублей) или автомобиль класса премиум (в случае с BlackStar якобы от имени лейбла, например, разыгрывали то Porsche, то Гелик). По «призыву» звезды ты проходишь небольшой опрос, в конце которого тебя просят перевести небольшой взнос за участие в розыгрыше — 150-200 рублей.

Иногда в самой анкете у тебя запрашивают персональные данные и информацию о банковской карте (якобы для перевода денег в случае выигрыша), и тогда это фишинг. А иногда от тебя просто ждут 200 рублей, которые на фоне миллиона кажутся ерундой — и ты переводишь. Ты — и еще несколько сотен или тысяч человек. Гивы распространяются в сториз Instagram, рекламе Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в РФ — Forbes for Business), баннерных показах и т. д.

 

Звезда похудела, ты тоже сможешь!

Встречаются и более сложные схемы — например, по продаже товара. В ней, как правило, участвуют три звена. Первое — производитель товара. В большинстве случаев это китайская компания, торгующая оптом. Среди товаров — лекарственные средства, часы, тренажеры, одежда и аксессуары, косметические принадлежности, бытовые предметы и многое другое. Ассортимент огромен. За последний год наш департамент Digital Risk Protection обнаружил более 13 000 товаров, используемых в таких историях.

Второй участник схемы — продавец. Он создает интернет-магазин; как правило, это одностраничник под конкретный товар. Цена типичного товара для покупателя — порядка 2500 рублей.

Третий — так называемый арбитражник, этот человек приводит посетителей на ресурс продавца. Чаще всего для этого используются рекламные инструменты (баннеры, реклама в группах социальных сетей, контекстная реклама и пр.). За каждый заказ арбитражник получает до 2/3 стоимости товара. Авторы таких рекламных кампаний делают ставку на то, что наличие знаменитости позволяет повысить показатели конверсии в 3-5 раз.

В качестве приемов привлечения нередко используется шок-контент на рекламном баннере, всякие выдуманные истории из жизни знаменитостей, зачастую драматичного или откровенно негативного характера, на фоне которых рассказывается о том, благодаря чему звезда справилась с ситуацией: похудела, победила стресс, нашла счастье в жизни, начала заниматься спортом... При грамотном использовании персонального бренда доход только от самой рекламной кампании может достигать 100 000 рублей в месяц для мошенника. Такие схемы рассчитаны, как правило, на доверчивых покупателей среднего и старшего возраста.

Маленькое новогоднее чудо

Иногда есть миксы: звезда рекламирует новогодний розыгрыш не менее известного банка. Люди верят: Новый год, пора чудес, чего бы не поиграть?

 

Пример такого микса — фейковые страницы в Instagram, созданные под Ксению Собчак, но не имеющие к ней никакого отношения. На платформе есть не менее 40 таких активных страниц, где используются реальные видео с Собчак: в них вшиты ссылки, где предлагается пройти опрос, чтобы получить косметику или какую-то технику, они ведут на сайты с опросами.

Причем на самих этих страницах в Instagram (более 1 млн просмотров) разгневанные пользователи пишут, что деньги ушли, а их критические посты удаляются, но тут же рядом организаторы фальшивых лотерей добавляют свои комментарии в стиле: «Я все получила, выиграла деньги…» — и кто-то снова начинает верить.

Group-IB зафиксировала более 40 000 рекламных кампаний, продвигающих товары с использованием популярных артистов, телеведущих и видеоблогеров. С учетом доверия к звездному мнению и провокационных заголовков показатель переходов по баннерам может достигать 5%. Общий доход злоумышленников оценивается более чем в 500 млн рублей ежегодно, причем нелегальное использование бренда отдельных звезд может достигать 10 млн рублей в месяц.

Я не виноват, что делать?

Как именно можно защитить бренд? Вот несколько советов:

 
  • Если аккаунт взломан — срочно восстанавливайте доступ к нему. Используйте для этого инструменты, которые есть у каждой платформы. При необходимости обращайтесь к администрации сети.
  • Для сохранения чистоты репутации в интернете проводите постоянный мониторинг доменных имен, соцсетей, рекламных показов, поисковой выдачи. Вешать это на своих пиарщиков и SMM-щиков не получится, поскольку вручную такие вещи не отследишь, а если что-то и «поймаешь», блокировка одного ресурса не поможет. В этих случаях вам придется обратиться за помощью к профессионалам, потому что в таких случаях нужно блокировать всю сетку доменов, с которых идет раздача. Закрывать фейковые аккаунты в социальных сетях, отслеживать вредоносную и «левую» медийную активность, выявлять факты ложного цитирования, интервью, которые не давали, новости, которых не было. Это позволяет сделать технология Digital Risk Protection, которая использует графовый анализ — он выявляет все связи между доменами, социальными сетями, IP-адресами. Так можно понять, кто за этим стоит.
  • Не платите. Если у вас угнали аккаунт в социальной сети и требуют выкуп за возврат, то платить — это самый плохой вариант. Мошенники, вполне возможно, повторят угон и посадят «клиента» на «иглу». Обратитесь к профессионалам.

То, что точно может сделать любая звезда или тот же блогер — публично предупредить подписчиков о возможной мошеннической активности. Правда, для этого владелец личного бренда должен знать о том, что его имя используется в неприглядных целях.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+