Мировой рынок FoodTech и до пандемии рос как на дрожжах. По данным J’son & Partners Consulting, если в 2018 году он оценивался в $191 млрд, то к 2025 году его объем составит уже $390 млрд. В результате, по подсчетам венчурного фонда Fuel for Growth, в 2020 году сумма мировых инвестиций по сравнению с 2019 годом увеличилась с $10,17 млрд до $16,33 млрд. Рынок выглядел очень аппетитно для инвесторов.
Коронакризис придал сектору дополнительное ускорение. Так, по оценкам экспертов, объем российского рынка в 2020 году составил 120 млрд рублей против 44 млрд рублей в 2019 году. Скоро катализирующий эффект пандемии сойдет на нет, однако рост рынка FoodTech и соответственно интерес инвесторов будут по-прежнему высокими и устойчивыми.
Что привлекает инвесторов в FoodTech?
Человечеству надоело греметь кастрюлями
Мир интенсивно меняется, а там, где есть изменения, всегда есть активные точки роста бизнеса, что и демонстрирует FoodTech. Так, в течение сотен лет люди готовили и ели дома, а сегодня все чаще заказывают и домой, и в офис готовую еду. Это позволяет сделать сделать жизнь комфортнее, безопаснее и освободить время для более интересных и приятных дел.
Согласно опросам, ⅔ людей терпеть не могут готовку, кроме того, в мусорку отправляется до 25% продуктов, на закупку которых также тратились время и деньги. Отсюда стабильно интенсивно растущий спрос на доставку готовой еды, который в коронавирусное время сопровождался взрывным ростом по всему миру, в том числе и в России. Причем в нашей стране это уже не исключительно столичная история. В регионах люди тоже поняли как здорово, когда не нужно греметь кастрюлями, поэтому в российской глубинке доставка готовой еды тоже хорошо развивается, хотя и с поправками на вкусовые пристрастия и цену вопроса.
И таких перспективных ниш в FoodTech сегодня масса: это фермерские продукты, готовое ЗОЖ-питание, роботизированное оборудование для всех видов ресторанов, «умная» техника для дома.
Бизнес-модели на любой вкус
В секторе развивается не одна, а целый ряд бизнес-моделей, включая агрегаторы, доставку продуктов, темные кухни, подписочные сервисы, производство нишевых продуктов, например, растительного мяса, роботы для готовки и обслуживания, сервисы для чаевых и бронирования столиков, вертикальные фермы и многие другие.
Стала очень актуальной тема упаковки готовой еды. Мы в компании «Много лосося», например, перебрали массу вариантов упаковки для супа, прежде чем нашли посуду, которая позволила доставить жидкое блюдо горячим и не разлитым. Однако экологичность упаковки для сферы доставки все еще остается под вопросом. Также остро в FoodTech ощущается нехватка качественного софта, в том числе приложений для служб доставки, специализированного внутреннего программного обеспечения.
Таким образом сегодня в FoodTech много привлекательных ниш, благодаря чему рынок будет продолжать расти. И инвесторы это прекрасно понимают и ловят волну.
FoodTech отлично вписывается в экосистемы
Сегодня банки и IT-компании увлеченно строят экосистемы. Цель таких экосистем — обеспечить клиента комплексом услуг, получить которые он может быстро и за минимальные деньги. Самые известные экосистемы в России сегодня у «Яндекса» и Сбербанка.
FoodTech-проекты прекрасно вживаются в эти экосистемы и становятся частью комплексного предложения для клиентов этих компаний. Оценивая FoodTech-стартап сегодня, инвесторы изучают в том числе и возможность масштабирования бизнеса, а значит, и перспективы последующей встройки в такие экосистемы.
Например, предложение экосистемы Сбербанка включает Delivery Club, Кухню на районе, «Сбермаркет», SberFood и «Самокат». Все эти проекты в свое время были стартапами. Текущие экосистемы будут расширяться, также как будут появляться новые экосистемы. Таким образом у качественных FoodTech-стартапов хорошие шансы попасть в структуру к такому стратегическому инвестору, что делает их привлекательными для вложений.
Инвестиции в FoodTech — это круто
Еще одна причина вложиться в b2c-фудтех-проект имеет психологические корни. Дело в том, что инвестировать в что-то реальное и осязаемое, в то, что можно потрогать, попробовать, сфотать и выложить в соцсети и посоветовать друзьям, гораздо прикольнее и интереснее, чем вкладываться в достаточно безликое b2b.
Инвесторы тоже люди. Одно дело рассказать друзьям, что ты инвестировал в новый вид датчиков для нефтепроводов, и другое — поделиться, что участвуешь в проекте, который может сделать интереснее, вкуснее и комфортнее жизнь абсолютно любого человека. Видеть классные результаты своей работы, в том числе получать положительные отзывы — очень круто. Поэтому вложения в FoodTech — интересная, захватывающая, и в социальном контексте безусловно более заметная и престижная инвестиция.
Статусности такой инвестиции добавляет и то, что темы этого рынка постоянно муссируются в СМИ, а значит, повышают медийный вес и узнаваемость и самого инвестора, говорят о его развитии. Любому инвестору будет приятно, если партнеры или друзья скажут, что слышали новость о том, как на кухне его ресторана поставили робота-повара, попросят показать фотки и поделиться подробностями. От такой добавки к «основному блюду» вряд ли кто-то откажется.