Какое отношение имеет Youtube к знакомствам? Прямое! 15 лет назад трое основателей Стивен Чен, Чад Хердли и Джавед Карим задумали Youtube как dating service, на котором пользователям предлагалось выкладывать ролики-визитки. Через несколько месяцев после старта фаундеры поняли, что надо расширить фокус и разрешить пользователям публиковать ролики на любую тематику. Это означало смену всей концепции проекта, включая бизнес-модель. Такие перемены принято называть Pivot (англ. — вираж, разворот).
Pivot — это не просто переход в соседний сектор, это разворот бизнеса вокруг его оси. Pivot проводят, как правило, по двум причинам: из-за изменившейся ситуации на рынке, которая открывает перед компанией новые возможности, или в кризис, когда разворот становится жизненно необходимым. Ковидный кризис заставил ряд компаний делать инновационные виражи практически в темпе венского вальса. Например, переводить бизнес в онлайн.
Вот несколько советов, которые помогут выполнить разворот максимально эффективно, а в кризис обойтись «малой кровью».
Делайте виражи до кризиса
Любой вираж в компании происходит сначала в голове акционера, который отслеживает глобальные тренды и оценивает, как в них лучше вписать бизнес. Компания, которая делает разворот в кризис похожа на человека, который всю жизнь пренебрегал своим здоровьем, получил инфаркт и решил перейти на ЗОЖ. Здоровый образ жизни — это, конечно, правильно. Но стоило ли доводить себя до инфаркта?
Ничего хорошего в срочном вираже во время кризиса нет: все что делается в сжатые сроки и под давлением внешних обстоятельств, получается хуже. Развороты лучше совершать в «мирное» время, тщательно проанализировав все вводные данные, риски, перспективы и детально спланировав процесс.
Если же кризисный pivot действительно неизбежен, начинайте вираж, но будьте готовы компенсировать невысокое качество управленческих решений максимальной гибкостью. Постоянно анализируйте ход разворота, будьте готовы оперативно пересматривать решения и исправлять их.
Ищите новые перспективы для старого бизнеса
Цель pivot — поменять направление движения бизнеса, сделать развитие более инновационным, выйти на новый горизонт. Если компания занималась туристическим бизнесом, а потом вдруг решила с нуля открыть компанию по развитию software — это не pivot, а закрытие одного и начало другого бизнеса.
История Youtube, о которой я уже упомянул, это именно pivot. Youtube оказался не слишком удачным интернет-сервисом для знакомств, от того, что он вовремя перепрофилировался в публичный видеохостинг, проект безусловно выиграл.
Оцените эффект возможного разворота именно с позиции открывающихся перспектив. Предпринимайте вираж, если вы действительно видите эти перспективы. Например, вы уверены в том, что новый формат бизнеса станет гораздо более прибыльным, или что вы сможете занять существенную долю рынка.
Опирайтесь на ключевые компетенции
Ключевая компетенция компании — основа ее конкурентного преимущества. Именно она и должна стать осью разворота. Такие компетенции бывают самыми разными. Начиная от сильной технологической экспертизы, онлайн-платформы, мощной команды программистов и заканчивая сильными коммуникационными навыками самого собственника или отдела продаж, которые и лысому расческу продадут.
Так, в свое время в центре разворота Twitter была онлайн-платформа компании. Изначально она называлась Odeo и предназначалась для поиска подкастов и подписки на них. Чтобы избежать конкуренции, на ее основе и создали сервис коротких сообщений. Благодаря этому компания развернулась вокруг своей оси и нашла новое применение своим возможностям.
Собственнику, рассматривающему возможность виража, важно понять, в чем заключаются ключевая компетенция компании и его личная компетенция. В малом и среднем бизнесе эти вещи обычно связаны.
Держите в фокусе долгосрочные перспективы
Pivot — это изменение стратегии, а значит, решение о вираже должно быть основано на на понимании будущего и видении различных сценариев его развития. Разворот делается как раз для того, чтобы максимально успешно вписать компанию в это будущее. Это как в яхтинге — команда знает конечный пункт назначения, но готова к прокладывать различные маршруты к цели в зависимости от прогнозов погоды.
Для компании таким прогнозом погоды может быть изменение технологической и регуляторной обстановки, спроса и предложения, открытие или закрытие рынков, изменения конкурентной среды и еще много чего неотвратимого, но требующего своевременной реакции, возможно, и разворота.
Разворачивайтесь в сторону технологий
Кризис нарушает долгосрочную стратегию. Он требует изменения прогнозов, а для этого нужно понять, как он повлиял на отрасль и на бизнес-модель компании. Например, пандемия привела к существенному снижению спроса в одних отраслях и росту в других, поменяла привычки людей и увеличила роль цифровых технологий. После анализа и принятия новой реальности будущее опять станет предсказуемым и даст возможность спланировать разворот.
К примеру, в кризис аудитории ресторана, использующей его приложение заказа и доставки еды, можно предложить кулинарные мастер-классы онлайн.
В любом случае ключевой тренд сегодня — технологический. Этот тренд нужно непременно учесть при составлении стратегии компании в любой отрасли. Поэтому крупным и средним компаниям пора создать или качественно усилить технологический мозговой центр. Его задача — постоянно мониторить и оценивать тренды, делать тестовые разработки и готовить собственникам предложения, как поместить технологии в основу стратегии.
Беритесь за штурвал
В моменты, когда корабль меняет курс, очень важна роль рулевого. У штурвала в это время должен находиться управляющий акционер либо CEO. Разворот — это дело лидера. Ответственность за успех разворота нельзя перекладывать на команду. Если вы добьетесь успеха, вы укрепите свое лидерство в глазах рынка и глазах подчиненных. Если что-то пойдет не так, вы сможете быстро поправить курс и тоже заработаете очки. Беритесь за штурвал и принимайте ответственность на себя.