К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дело лидера: как сделать разворот в бизнесе и не рухнуть

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризис заставляет компании делать крутые виражи. Как не свалиться в штопор при смене курса? Советует эксперт проекта Forbes for Business Петр Меберт

Какое отношение имеет Youtube к знакомствам? Прямое! 15 лет назад трое основателей  Стивен Чен, Чад Хердли и Джавед Карим задумали Youtube как dating service, на котором пользователям предлагалось выкладывать ролики-визитки. Через несколько месяцев после старта фаундеры поняли, что надо расширить фокус и разрешить пользователям публиковать ролики на любую тематику. Это означало смену всей концепции проекта, включая бизнес-модель. Такие перемены принято называть Pivot (англ. — вираж, разворот).

Pivot — это не просто переход в соседний сектор, это разворот бизнеса вокруг его оси. Pivot проводят, как правило, по двум причинам: из-за изменившейся ситуации на рынке, которая открывает перед компанией новые возможности, или в кризис, когда разворот становится жизненно необходимым. Ковидный кризис заставил ряд компаний делать инновационные виражи практически в темпе венского вальса. Например, переводить бизнес в онлайн.

Вот несколько советов, которые помогут выполнить разворот максимально эффективно, а в кризис обойтись «малой кровью».

 

Делайте виражи до кризиса

Любой вираж в компании происходит сначала в голове акционера, который отслеживает глобальные тренды и оценивает, как в них лучше вписать бизнес. Компания, которая делает разворот в кризис похожа на человека, который всю жизнь пренебрегал своим здоровьем, получил инфаркт и решил перейти на ЗОЖ. Здоровый образ жизни — это, конечно, правильно. Но стоило ли доводить себя до инфаркта?

Ничего хорошего в срочном вираже во время кризиса нет: все что делается в сжатые сроки и под давлением внешних обстоятельств, получается хуже. Развороты лучше совершать в «мирное» время, тщательно проанализировав все вводные данные, риски, перспективы и детально спланировав процесс.

 

Если же кризисный pivot действительно неизбежен, начинайте вираж, но будьте готовы компенсировать невысокое качество управленческих решений максимальной гибкостью. Постоянно анализируйте ход разворота, будьте готовы оперативно пересматривать решения и исправлять их.

Ищите новые перспективы для старого бизнеса

Цель pivot — поменять направление движения бизнеса, сделать развитие более инновационным, выйти на новый горизонт. Если компания занималась туристическим бизнесом, а потом вдруг решила с нуля открыть компанию по развитию software — это не pivot, а закрытие одного и начало другого бизнеса.

История Youtube, о которой я уже упомянул, это именно pivot. Youtube оказался не слишком удачным интернет-сервисом для знакомств, от того, что он вовремя перепрофилировался в публичный видеохостинг, проект безусловно выиграл. 

 

Оцените эффект возможного разворота именно с позиции открывающихся перспектив. Предпринимайте вираж, если вы действительно видите эти перспективы. Например, вы уверены в том, что новый формат бизнеса станет гораздо более прибыльным, или что вы сможете занять существенную долю рынка.

Опирайтесь на ключевые компетенции

Ключевая компетенция компании — основа ее конкурентного преимущества. Именно она и должна стать осью разворота. Такие компетенции бывают самыми разными. Начиная от сильной технологической экспертизы, онлайн-платформы, мощной команды программистов и заканчивая сильными коммуникационными навыками самого собственника или отдела продаж, которые и лысому расческу продадут.

Так, в свое время в центре разворота Twitter была онлайн-платформа компании. Изначально она называлась Odeo и предназначалась для поиска подкастов и подписки на них. Чтобы избежать конкуренции, на ее основе и создали сервис коротких сообщений. Благодаря этому компания развернулась вокруг своей оси и нашла новое применение своим возможностям.

Собственнику, рассматривающему возможность виража, важно понять, в чем заключаются ключевая компетенция компании и его личная компетенция. В малом и среднем бизнесе эти вещи обычно связаны.

Держите в фокусе долгосрочные перспективы

Pivot — это изменение стратегии, а значит, решение о вираже должно быть основано на на понимании будущего и видении различных сценариев его развития. Разворот делается как раз для того, чтобы максимально успешно вписать компанию в это будущее. Это как в яхтинге — команда знает конечный пункт назначения, но готова к прокладывать различные маршруты к цели в зависимости от прогнозов погоды.

Для компании таким прогнозом погоды может быть изменение технологической и регуляторной обстановки, спроса и предложения, открытие или закрытие рынков, изменения конкурентной среды и еще много чего неотвратимого, но требующего своевременной реакции, возможно, и разворота.

 

Разворачивайтесь в сторону технологий

Кризис нарушает долгосрочную стратегию. Он требует изменения прогнозов, а для этого нужно понять, как он повлиял на отрасль и на бизнес-модель компании. Например, пандемия привела к существенному снижению спроса в одних отраслях и росту в других, поменяла привычки людей и увеличила роль цифровых технологий. После анализа и принятия новой реальности будущее опять станет предсказуемым и даст возможность спланировать разворот.

К примеру, в кризис аудитории ресторана, использующей его приложение заказа и доставки еды, можно предложить кулинарные мастер-классы онлайн.

В любом случае ключевой тренд сегодня — технологический. Этот тренд нужно непременно учесть при составлении стратегии компании в любой отрасли. Поэтому крупным и средним компаниям пора создать или качественно усилить технологический мозговой центр. Его задача — постоянно мониторить и оценивать тренды, делать тестовые разработки и готовить собственникам предложения, как поместить технологии в основу стратегии.

Беритесь за штурвал

В моменты, когда корабль меняет курс, очень важна роль рулевого. У штурвала в это время должен находиться управляющий акционер либо CEO. Разворот — это дело лидера. Ответственность за успех разворота нельзя перекладывать на команду. Если вы добьетесь успеха, вы укрепите свое лидерство в глазах рынка и глазах подчиненных. Если что-то пойдет не так, вы сможете быстро поправить курс и тоже заработаете очки. Беритесь за штурвал и принимайте ответственность на себя.
 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+