Эпоха глобальных банков закончилась
Международный финансовый кризис, от последствий которого мир постепенно приходит в себя, надолго останется в истории. Во-первых, это был по-настоящему глобальный кризис, затронувший практически все страны. Во-вторых, это был кризис глобальных банков. Они его породили, ради них же правительства многих стран затеяли многомиллиардные спасательные операции.
Низкосортная американская ипотека, которую принято считать детонатором кризиса, была всего лишь мелким камушком, от которого зашатался колосc глобальных финансов. Кризис ипотеки осветил темные углы в деятельности глобальных банков — около двух десятков крупнейших финансовых конгломератов, работающих по всему миру. Сложные структурные продукты, имевшие якобы высокие рейтинги, трудно оцениваемые финансовые деривативы, слабый риск-менеджмент, отсутствие контроля за операциями «дочек», непомерная жадность руководства и акционеров — вот неполный список болезней глобальных банков.
В целом глобальные банки были вынуждены списать за 2007–2009 годы убытки на сумму более $1 трлн. По оценке МВФ, общие потери за 2007–2010 годы исчисляются приблизительно $3,4 трлн и связаны не столько с убытками банков, сколько с обесценением ценных бумаг. Потери были компенсированы за счет госпомощи и новых вливаний в капитал (не менее $1 трлн).
Сегодня перед банками стоят три основные задачи. Во-первых, восстановить собственный капитал, во-вторых, повысить доходы и, в-третьих, перестать опираться на государственную поддержку. Группа двадцати (G20) уже выработала стратегию завершения финансовой поддержки банков в 2011–2012 годах. Основной упор делается на фискальную консолидацию и сокращение дефицита госбюджетов. В противном случае банковский кризис грозит перейти в кризис государственных финансов из-за чрезмерного разрастания госдолга.
Кроме того, глобальные банки ожидает изменение регулирования и надзора. Базельский комитет, задающий тон в банковском регулировании, совместно с ФРС США, Банком Англии и другими ведущими центральными банками договорились о принципах реформы регулирования. Основная идея — распространить регулирование на все системно значимые финансовые институты, а не только на банки. Действующий надзор, который сосредоточен на отдельных банках, будет дополнен нормами пруденциального надзора (сокращение рисков с помощью различных ограничений) на макроэкономическом уровне. Повысятся требования к собственному капиталу и ликвидности глобальных банков.
В целом ландшафт рынка глобальных банков изменится до неузнаваемости. Если в США будет реализовано предложение по налогообложению, направленное на разукрупнение банков, эпоха глобальных банков может завершиться. Первые эксперименты с реорганизацией финансовых конгломератов уже начались. В США гигант Citigroup пошел на реорганизацию путем разделения на две части: Citicorp станет универсальным банком, который будет предоставлять розничные и корпоративные услуги, а Citi Holdings займется брокерскими услугами, доверительным управлением и местным потребительским кредитованием.
Впрочем, американский банковский сектор заметно изменился и без налоговых новаций. Инвестиционные банки исчезли как класс игроков: были закрыты (Lehman Brothers) или поглощены (Merrill Lynch), получили лицензии коммерческих банков (Morgan Stanley, Goldman Sachs), чтобы открыть себе доступ к рефинансированию ФРС США.
В Европе одной из самых нашумевших стала реорганизация бельгийской KBC Group. После вынужденной национализации группа приняла на себя обязательства по оптимизации бизнеса и продаже части дочерних подразделений. В 2010 году должно быть проведено IPO польской «дочки», CSOB, и продана компания Zagiel, специализирующаяся на потребительских финансах. В 2011-м решится судьба дочернего банка в Сербии, а в 2012-м волна реорганизации докатится до материнской структуры в самой Бельгии. Не пройдет она и мимо России — по планам группы после 2011 года будет решена участь Абсолют Банка.
В конце 2009 года правительство Великобритании объявило о масштабной реорганизации двух ведущих финансовых групп — Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group. В ходе национализации власти выкупили 70% акций RBS и 43% акций Lloyds. По настоянию Европейской комиссии банки продадут часть своих подразделений. RBS расстанется с розничным бизнесом в Англии и Шотландии, а Lloyds сократит 16 000 рабочих мест, подразделения межбанковских операций и обслуживания населения.
Кризис обошел стороной, похоже, только японские банки. Хотя, учитывая их большую вовлеченность в региональные операции и небольшой удельный вес на глобальном рынке, результаты японских банков останутся финансовым достоянием самой Японии.
Автор — ответственный секретарь комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности