Бизнес-план нужен не только для запуска нового проекта или привлечения инвестиций в существующее производство. Его наличие может быть условием заключения контракта с крупным клиентом или по крайней мере конкурентным преимуществом фирмы в глазах заказчика.
Вот, например, история нижегородской компании «Сикор». В 2008 году она разработала бизнес-план для проекта по расширению производства зеркальных элементов для наружных автомобильных зеркал заднего вида. Один из инициаторов составления бизнес-плана — Олег Зайцев, глава компании «Автокомпонент», основного потребителя продукции «Сикора».
«Автокомпонент» поставляет автозеркала и другие комплектующие на ГАЗ, АвтоВАЗ, а также для сборки Renault и Fiat. Уже два года фирма сотрудничает с компанией «Тойота Инжиниринг Корпорэйшн» и внедряет у себя японские методы управления производством. В числе мероприятий по совершенствованию производства числится и процесс развития мощностей поставщиков. «Как потребителю нам интересно видеть рядом с собой развивающихся поставщиков, — говорит Олег Зайцев. — Опираясь на бизнес-план, мы хорошо понимаем, как изменение ситуации на рынке влияет не только на нас, но и на нашего поставщика, он для нас является «прозрачным». В бизнес-плане прописаны даже мелочи: например, имеющиеся у «Сикора» электрические мощности, превышающие текущее потребление. Для Зайцева важно и то, что, изучив финансовую модель бизнеса фирмы, он понимает: основные средства для развития поставщик может реинвестировать из прибыли, практически не прибегая к дорогим кредитным ресурсам.
Бизнес-план проекта для «Сикора» разрабатывала инвестиционно-консалтинговая компания «Марчмонт капитал партнерс», созданная в 2005 году в городе Сарасота (США). Центральный офис ее российского представительства находится в Нижнем Новгороде. «По мере разработки, я считаю, мы существенно углубили понимание нашим клиентом рынка и его перспектив, а также понимание финансовой модели бизнеса, — отмечает разработчик бизнес-плана Константин Пигалов, директор департамента консалтинга «Марчмонт капитал партнерс». — Гибкость разработанной финансовой модели позволяет быстро просчитывать новые сценарии развития при изменении внешних условий». «Проведенный при разработке бизнес-плана анализ рисков помогает нам менее болезненно преодолевать последствия форс-мажорных обстоятельств», — подтверждает Зайцев.
С разрешения обеих сторон, заказчика и разработчика, мы публикуем в качестве образца реальный бизнес-план «Сикора». Он составлен по всем правилам: в нем описан рынок и конкурентные преимущества компании, предполагаемая схема финансирования и основные этапы реализации проекта, сценарии развития и риски. Надеемся, эта информация будет полезна при разработке собственного бизнес-плана.