Детсад, где все устроено по системе Монтессори
Преимущества: ребенок учится самостоятельности и независимости; общение с носителями английского языка
Недостатки: игры без дидактических целей почти отсутствуют
В системе Монтессори дети самостоятельно познают окружающий мир, а роль педагогов состоит в том, чтобы незаметно направлять ребенка, предоставляя ему при этом свободу развития в его собственном темпе. Со стороны занятия напоминают броуновское движение: дети то бессистемно бродят по классу, то поработают с набором деревянных геометрических фигурок, то направятся в «зону практической жизни» развесить на крошечной сушке выстиранные тут же салфеточки. А на самом деле, считают педагоги, так развивается независимость, уверенность в себе, умение принимать решения.
Пособия Монтессори всюду — гладкие деревянные палочки и фигурки, стеклянные мисочки, керамические кувшинчики. Все пособия в единственном экземпляре — это вырабатывает в детях умение договариваться, строить отношения. Если ты собираешь пирамидку, другим придется подождать или договориться с тобой. В конце работы надо все вернуть на место. Так дети приучаются к сосредоточенным занятиям, к порядку и дисциплине, к выстраиванию отношений. «Походив в сад всего два месяца, мой сын начал и дома сам убирать свои игрушки. Это меня покорило», — рассказывает Анна Писаревская, мама двухлетнего Левы.
Математике, чтению и письму дети учатся по наглядным пособиям Монтессори, другие учебники не признаются в принципе. Директор сада Валентина Зайцева пригласила для работы в Москве англичанку Джоэнн Кинг, которая имеет большой опыт работы по методу Монтессори с неанглоговорящими малышами. Остальные педагоги перенимают у нее опыт: по словам Зайцевой, на работу в Montessori School of Moscow попадают только те, для кого философия Монтессори становится делом жизни. Джоэнн Кинг по-русски не говорит, а в группах немало англоязычных детей: у русских же детей хорошие шансы заодно выучить английский.
Группы, как и во всех садах системы Монтессори, принципиально разновозрастные — например, в младшей дети от полутора до трех лет, в старшей — от трех до шести. Днем никто не спит: классы предназначены только для продуктивной работы. Те, кто не в силах выдержать полный день, после обеда отправляются домой.
Помещение: Детский сад находится в только что построенном жилом комплексе. За счет стеклянных стен — и внутренних, и наружных — создается необычное пространство. Всюду очень светло, можно наблюдать за занятиями в разных зонах. Стеклянное пространство создает ощущение какого-то немосковского, западного места. Обстановка — мягкие белые ковры, крошечная деревянная мебель — усиливает это впечатление.
В настоящей Montessori School обязательно должен быть выход в сад. В Москве этого добиться не удалось, но из окон открывается красивый вид на лес и ручей.
Все помещение разделено на тематические зоны.
Дополнительные занятия отсутствуют.
Питание: Организованного питания нет. Дети приносят обеды из дома и все вместе обедают за общим столом. В «зоне практической жизни» всегда стоят тарелки с овощами и фруктами.
Часы работы: 9.00–18.00. Можно выбрать один из нескольких режимов посещения — полдня, полный день, продленный день.
Цена: 25 000-40 000 рублей в зависимости от возраста и режима.
Montessori School of Moscow, ул. Нежинская, 1, корп. 2, ЖК «Кутузовская Ривьера», тел. (495) 721 50 04