К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эволюция света: от лампы накаливания к смарт-освещению

Эволюция света: от лампы накаливания к смарт-освещению
Проникновение технологий в жизнь человека является главной характеристикой современного мира. Основой для этого служит свет. Именно благодаря нему была сформирована вся существующая ныне модель жизни: от повсеместной электрификации до технологий «умной» рабочей и домашней среды.

История света, каким мы его знаем, началась в конце XIX века с изобретением лампы накаливания. Но само это — лишь половина дела, а самой сложной задачей было внедрение инновации в производство и жизнь.

Проводником света в мир уже на протяжении более 100 лет выступает один из лидеров рынка, компания, ранее известная как Royal Philips, потом как Philips Lighting, а сегодня — как Signify. Пройдя долгий путь развития начиная с основания в 1891 году в Голландии Герардом Филипсом, световое подразделение компании было выделено в самостоятельную организацию в 2017 году и получило название Philips Lighting. 16 мая 2018 года производитель светотехники вновь сменил имя. Сегодня знаковая компания отрасли освещения называется Signify.

Компания на протяжении 127 лет находилась на передовой световых инноваций. Но какими они были, почему современное освещение называют «умным» и что несет нам будущее? Попробуем пролить свет.

История успеха

Инновационная бизнес-модель, лидерство в технологиях и высокое качество выпускаемой продукции позволили компании уже в 1898 году заключить свой первый международный контракт на поставку 50 000 угольных ламп накаливания в царский Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В 1914 году Philips открыла собственную исследовательскую лабораторию, возглавив инновационную ветвь в области освещения. Там же начались исследования рентгеновского излучения, работы над производством радиоламп и радиоприемников.

В 1932 году компания вышла на рынок уличного освещения с новой разработкой — натриевыми лампами низкого давления. Их мощность позволяла использовать решения для наружного освещения портов, сортировочных станций, фасадов, улиц, а также дорог. Сверхмощные лампы назывались Philora — от сочетания слов Philips и Aurora, названия компании и утренней зари.

Платформа Interact позволяет контролировать и персонализировать настройки света

В 1980 году производитель вновь поменял представление человечества о свете, предложив рынку компактные и максимально энергоэффективные люминесцентные лампы. С начала 90-х Philips приступила к производству перерабатываемых компактных люминесцентных ламп с пониженным содержанием ртути, а на заре нового тысячелетия были представлены двухнитевая лампа для автомобилей, разрядные металлогалогенные лампы с керамической горелкой MasterColor CDM, мощные и эффективные лампы для спортивного и студийного освещения.

Новая эра в развитии световых технологий

Сегодня, спустя столько десятилетий инноваций и развития, компания Signify владеет 17 750 патентами в индустрии освещения, более 15 500 из них относятся к светодиодной, или LED, технологии. Повсеместный переход на LED c традиционных источников света начался только в 2010 году, а спустя всего два года компания уже представила рынку первую интеллектуальную систему освещения. В таких системах каждый отдельный светильник представляет собой мини-компьютер.

Благодаря умным датчикам, лампы способны собирать, обрабатывать и передавать данные, а также интегрироваться в другие IT-системы зданий и городской среды. Сегодня интеллектуальные системы освещения позволяют удаленно контролировать все функции освещения, управлять которым можно из любой точки земного шара с помощью компьютера или мобильных устройств.

Через четыре года системными стали все решения компании. Подобное быстрое развитие неслучайно — производитель постоянно инвестирует в исследования: только 2017 году 4,8% от продаж было потрачено на на разработки. К 2016 году компания, уловив смену парадигм в мире технологий вообще вообще и освещения в частности, взяла курс на создание световых решений для интернета вещей. Уже к 2018 году производитель был признан наиболее влиятельной компанией светотехнического рынка в сфере IoT, которая продолжает заключать партнерские договоры с такими технологическими гигантами, как Amazon, Apple, Bosch, Cisco, Ericsson и SAP.

Система освещения SmartCity позволяет контролировать освещение на улицах и собирать данные об окружающей среде

Новая эпоха в области освещения подвела компанию, ранее называвшуюся Philips Lighting, к серьезному решению о смене своего названия на Signify. По словам Эрика Рондолы, генерального директора компании в мире: «Выбор нового названия продиктован пониманием того, что свет сегодня становится интеллектуальным языком, который соединяет устройства и передает смыслы. Новое имя точно отражает наше стратегическое видение и миссию раскрыть безграничный потенциал света, чтобы сделать жизнь людей ярче, а мир лучше». При этом компания Signify продолжает выпускать продукцию под брендом Philips.

Что свет сегодня нам готовит?

Инновационные разработки компании Signify меняют жизнь городов, бизнеса и простых горожан. Яркий пример — система Philips Indoor Positioning, которая позволяет осуществлять навигацию в пространстве благодаря объединенным в сеть светоточкам, способным передавать информацию на смартфоны пользователей. Наибольшей популярностью решение пользуется в сфере розничной торговли, помогая людям лучше ориентироваться в торговом зале, быстрее находить нужный товар и получать дополнительные преимущества — бонусы, оповещения об акциях, персонифицированные предложения о скидках. Выигрывает и бизнес: наличие современной системы увеличивает продажи, позволяя ретейлеру быть более технологичным и клиентоориентированным.

В 2018 году Signify стала первой светотехнической компанией, предложившей использование технологии Li-Fi в комбинации со световыми системами. Схожая с Wi-Fi, вместо радиоволн она использует для передачи данных световые волны видимого спектра, а также предоставляет широкополосное соединение на скорости 30 Мб/с без ущерба для качества самого освещения. Революционную технологию уже опробовала французская инвестиционная компания Icade в своем офисе в районе Дефанc в Париже.

Там же Signify представила рынку решения на базе IoT-платформы Interact, призванной собирать и обрабатывать большие данные, получаемые от подключенных световых точек, датчиков и систем. Первая система на базе Interact уже установлена в Университете Хамден Бин Мохаммед Смарт в Дубае. Она позволяет контролировать и персонализировать настройки света с помощью смартфона, находить аудитории посредством технологии внутреннего позиционирования на основе освещения и LED-навигации, а также оптимизировать систему управления зданием вуза. Освещение контролируется датчиками присутствия, которые включают или выключают свет в зависимости от нахождения в помещении людей, а также исходя из естественного дневного освещения в комнате.

«Умные» световые системы для ритейла упрощают навигацию в торговом пространстве и оповещают покупателей о действующих акциях

При этом платформа Interact интегрирована с системой управления зданием университета (BMS), за счет чего у администрации здания есть возможность в любой момент получить данные об энергопотреблении и производительности всех световых точек, а также занятости каждой комнаты, тем самым эффективно использовать потенциал здания.

Сегодня в авангарде мира освещения стоят интеллектуальные системы освещения. Комплексные смарт-решения внедряются повсеместно — в дома, офисы, магазины, университеты, стоянки, аэропорты и склады. Это справедливо и для целых городов, где «умные» светоточки становятся базой для формирования инновационной инфраструктуры будущего.

Уличные светильники в городе XXI века оснащаются модулями Wi-Fi и датчиками, способными отслеживать текущую ситуацию: определять уровень влажности, шума и загрязнения воздуха, реагировать на погодные условия и предупреждать о катаклизмах. Всю эту информацию световые решения передают в муниципальные органы, которые могут оперативно отреагировать на ту или иную ситуацию и принимать соответствующие решения.

«Умные» системы значительно повышают энергоэффективность и позволяют добиться большей экономии бюджетных средств. Подобные световые решения уже используются в Лос-Анджелесе, Буэнос-Айресе, Джакарте, Щецине и еще более чем в 30 городах мира. Есть основания полагать, что скоро к их числу присоединятся и российские города. В апреле 2018 года компания Signify объявила о создании комплексной интегрированной системы освещения для российского рынка.

Как показывает опыт, инновация выступает основой для еще большей инновации, что в сумме приводит к существенному качественному росту жизни человека и окружающего его пространства. Сегодня, спустя 100 с небольшим лет после изобретения лампы накаливания, человек живет в окружении качественно новых, «умных» и связанных в единую сеть источников света. В каком направлении пойдет индустрия дальше — покажет прогресс и новые прорывные проекты лидеров отрасли.


*На правах рекламы

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+