Игорь Юсуфов: ««Ямал СПГ» — ключ к мировому лидерству сжиженного газа для России и стратегическому партнерству с Саудовской Аравией»
Запуск первой очереди завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» стал главным итогом в 21 веке для нефтегазовой отрасли России. Аналитики Bloomberg уже называют российский «Ямал» самым успешным СПГ-проектом последнего десятилетия. Доставка газа с арктических месторождений имеет важное стратегическое значение для России: расширяет присутствие российского СПГ на европейском рынке, открывает большие перспективы для выхода на азиатские рынки и служит надежной основой для энергетического альянса с Саудовской Аравией.
Участие Президента России в торжественном открытии завода «Ямал СПГ» особый знак для всех участников проекта. Присутствие министра энергетики Саудовской Аравии, председателя совета директоров Saudi Aramco Халида аль-Фалиха свидетельствует о возрастающем интересе Саудовской Аравии к совместным проектам по добыче углеводородов на территории России.
«К 2040 г. мировой спрос на газ, по оценкам экспертов, увеличится более чем на 40%, при этом рост СПГ может составить до 70%. Россия должна занять на этом рынке достойную нишу, которая сейчас достаточно скромна», — отметил президент Владимир Путин.
Визиты наследного принца Мухаммед ибн Салман Аль Сауда, короля Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд и, теперь, министра энергетики Халида аль-Фалиха в нашу страну, а также их встречи с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, позволяют говорить о последовательном укреплении экономических и политических связей между Россией и Саудовской Аравией. Проведение регулярных переговоров по самому широкому спектру вопросов, ряд продуктивных встреч на уровне высшего руководства стран, поиск совместных решений и согласование действий по важным вопросам, создает благоприятные условия для дальнейшего расширения сотрудничества и укрепления партнерских отношений между странами, в том числе и наращиванию присутствия России в саудовских энергетических проектах.
В целом контакты на высшем уровне по самому широкому спектру вопросов – политическому, экономическому, военному – свидетельствуют о необходимости и потребности саудовской стороны перенимать опыт российского политического международного доминирования.
Многие эксперты энергетического рынка отмечают большой прогресс во взаимоотношениях между Саудовской Аравией и Россией с момента начала этого сотрудничества по вопросам ОПЕК.
«Cоглашение в рамках ОПЕК+, несмотря на неприятие Ираном установленных квот нефтедобычи и скепсис некоторых участников переговоров, можно назвать главным событием и основным достижением на нефтяном рынке за минувший год. Страны, чьи экономики значительно зависят от «нефтяных» доходов, находились в зоне риска, но сумели проявить политическую волю, сократить запасы нефти, уйти от перепроизводства и стабилизировать мировой рынок, предотвратив падение цен на нефть, как это было ранее», — пишет в своем Обзоре мирового рынка нефти за 2017 год глава Корпорации «Энергия» Игорь Юсуфов .
«Вместе с тем, мы наблюдаем возросший интерес инвесторов к газовым проектам – это закономерное следствие тех усилий, которые предпринимала Россия в последнее время по реализации и всесторонней государственной поддержке проектов, направленных на освоение арктических газовых месторождений», — комментирует запуск завода по сжиженному газу на Ямале экс-министр энергетики России (2001-2004 гг.) и бывший специальный представитель Президента Российской Федерации по международному энергетическому сотрудничеству (2004-2011 гг.) Игорь Юсуфов.
На данный момент законтрактовано 96% производства СПГ. В числе основных потребителей страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как сообщает компания НОВАТЭК, Total и CNPC, которые являются акционерами проекта «Ямал СПГ» будут осуществлять закупку сжиженного газа на долгосрочной основе общим объемом более семи миллионов тонн в год. На продукцию «Ямал СПГ» наблюдается довольно высокий спрос. На поставку СПГ заключены контракты с GM&T – до 2,9 млн тонн в год; испанской Gas Natural Fenosa – 2,5 млн тонн; французской Engie – 1 млн тонн; британской Shell International Trading Middle East – 0,9 млн тонн; Gunvor – около 0,5 млн тонн СПГ в год.
На примере «Ямал СПГ» Россия продемонстрировала впечатляющие возможности своей нефтегазовой отрасли. Доказала, что даже в сложной макроэкономической ситуации способна реализовывать самые современные энергетические проекты в запланированные сроки и в рамках установленного бюджета. Участие в проекте ОАО «Новатэк» иностранных энергетических гигантов – французского Total и китайского CNPC, служит приглашением к широкому сотрудничеству в энергетической сфере. Это уверенный шаг к всеобъемлющему международному партнерству.
Это впечатляющий результат, особенно если учесть, что подобные проекты других стран по СПГ понесли большие бюджетные издержки. Таким образом, российский нефтегазовый сектор выглядит более привлекательным и безопасным для международных инвестиций по сравнению с прочими углеводородными предложениями.
Успешный запуск проекта «Ямал СПГ» позволил НОВАТЭКу и партнерам компании сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации нового проекта по строительству СПГ-завода и терминала на Дальнем Востоке общей стоимостью несколько десятков млрд. долларов. Крупные игроки, включая Китай, уже заинтересовались возможностью участия в проекте нового крупнейшего мирового центра сжиженного газа.
В данный проект может войти в том числе и Саудовская Аравия своим финансированием, компетенцией, профессионализмом, во всяком случае визит министра энергетики королевства в Россию позволяет предположить это. И тогда глобальное партнерство, создание энергетического альянса России и Саудовской Аравии становится вопросом ближайшего будущего. Это не только приведет к пересмотру существующей энергетической доктрины, но и сделает возможным прямое сотрудничество между производителями нефти и газа с рынками сбыта.
«Можно с уверенностью говорить, что производство сжиженного природного газа на Ямале обладает колоссальным аккумулирующим эффектом, положительные последствия и проявления которого мы скоро сможем увидеть не только в энергетической, но и внешнеполитической сфере», — считает бывший министр энергетики Российской Федерации Игорь Юсуфов.
СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» (Christophe de Margerie) с первой партией российского газа из Ямала прибыл в конце декабря в английский порт. Своевременность этого большого новогоднего «подарка» на фоне перебоев с поставкой природного газа с собственных месторождений и холодной зимы на острове, подогреет отношения между Лондоном и Москвой до температуры взаимовыгодного сотрудничества. Более того, с высокой вероятностью, это послужит руководством к действию и другим европейским странам.
Более низкая цена российского газа, а также логистические преимущества доставки российских углеводородов из месторождений в Арктике в Великобританию и страны Западной и Центральной Европы, которые обеспечило строительство крупнейшего терминала по сжижению природного газа на Ямале, внесло коррективы в расстановку сил на мировом энергетическом рынке. Россия выиграла газовую битву в Арктике, о чем написал Bloomberg после запуска завода и отправки первой партии сжиженного газа морским путем.
Последствия будут ощутимы не только в европейском регионе. Активное строительство проекта по сжижению природного газа на Ямале и наращивание объемов производства создает серьезную конкуренцию для ключевого игрока на рынке LNG – Катарского газа и в перспективе будет вытеснять их с азиатского рынка.
Участники энергетического рынка видят потенциал у СПГ, и экономические выгоды нового формата сотрудничества между производителем и потребителем, которые предлагает Россия. Но ключевое значение «Ямал СПГ» все же в том, что этот проект – ключ к мировому лидерству сжиженного газа для России.
Эффективность и последовательность действий, стратегия открытости и дружелюбности превращает НОВАТЭК с его ямальским проектом в глобального газового игрока. Реализация проекта «Ямал СПГ» преследует сразу целый комплекс политико-экономических задач и коренным образом меняет ситуацию на энергетическом рынке пользу российских компаний, в том числе, открывает перспективы участия в развитии российского нефтегазового сектора для иностранных инвесторов. Укрепление стратегического партнерства между Россией и Саудовской Аравией и вытеснение катарского газа с европейского рынка создают условия для укрепления и укрупнения региональных игроков: России – на европейском рынке, Саудовской Аравии – в Персидском заливе.
*На правах рекламы