Быстрые изменения в еще не так давно консервативной отрасли ставят ее участников в условия жесткой конкуренции. Процессы цифровой трансформации, идущие в крупных российских бизнесах, напрямую влияют на деятельность их департаментов закупок, которые интенсивно осваивают новейшие технологии, такие как искусственный интеллект, чат-боты, блокчейн, и др.
По мнению Артема Блинова, директора по закупкам и административным вопросам МГТС, наиболее применимы в закупочной деятельности предиктивная аналитика по закупкам, когнитивные системы поддержки принятия решений, виртуальные помощники по закупкам, роботизация в транзакциях.
Пример из практики: технология машинного обучения хорошо зарекомендовала себя в сервисах, построенных на предиктивной аналитике. Как показал опыт электронной торговой площадки B2B-Center, на основе анализа предыдущей деятельности поставщика площадка с высокой долей вероятности прогнозирует, закупки какого заказчика будут ему интересны.
Новые технологии приводят не только к повышению эффективности, но и к перекройке бизнес-процессов закупок. Например, блокчейн принес в закупочную и логистическую отрасли важную инновацию: смарт-контракт, технологию, позволяющую описать условия контракта и контролировать его выполнение. Первые проекты в области смарт-контрактов пока проходят «обкатку» в пилотном режиме в ряде компаний.
Самое главное, что внедрение новых технологий в закупки — не слепое следование моде, а необходимость, продиктованная технологическим развитием российских бизнесов. «Изменяйся или умри» — не пустые слова, а жесткая реальность российского рынка.
Ну и конечно, уже никого не удивишь «электронными закупками» через торговые площадки. Еще несколько лет назад они воспринимались как прогресс, сейчас это стандарт рынка.
Тренд к переводу в онлайн большей части закупочных процедур прослеживается все более отчетливо во многих компаниях, особенно с учетом того, что значительную роль в популяризации электронных закупок играет государство.
Участники рынка отмечают, что электронные торги обеспечивают повышение эффективности управления издержками, контролируемость бизнес-процессов, оптимизацию финансовых и расходов и трудозатрат в среднем на 25-30%. При этом сервисы, предоставляемые площадками, позволяют приобретать фактически весь спектр необходимых компаниям-закупщикам товаров и услуг.
Инструмент электронных закупок активнее всего используют компании из ритейла, финансового сектора и ресурсоемких отраслей, таких как добывающая и обрабатывающая промышленность, металлургия, энергетика, телекоммуникации. Но в последние годы на торговые площадки все активнее выходят компании из других отраслей, в том числе относящиеся к категории малого и среднего бизнеса. Под влиянием этих факторов корпоративная электронная торгово-закупочная деятельность становится весомой частью рынка e-commerce.
«Торгово-закупочная отрасль с каждым годом становится все более технологичной. Сервисы направлены на внедрение новых технологий и решений, автоматизацию процессов. На сегодняшний день для того, чтобы быть грамотным закупщиком необходимо разбираться не только в снабжении и логистике, но и информационных технологиях» — говорит генеральный директор B2B-Center Андрей Бойко.
Профессия закупщика тоже, как и вся отрасль, подверглась трансформации. В условиях современной экономики традиционная роль «снабженца» изменилась и стала одной из высоко востребованных специальностей – специалиста по закупкам, особенно с учетом того, что в отрасли существует масштабная законодательная база, в нюансах которой необходимо разбираться.
Профессиональные закупщики не так давно стали осознавать принадлежность не только к своей индустрии, но и к отдельной отрасли закупочной деятельности. Одним из связующих элементов этой отрасли является Премия «Лидер конкурентных закупок».
Премия «Лидер конкурентных закупок»: знак отличия для лучших закупщиков России
В конце октября профессиональное российское сообщество торгово-закупочной деятельности собралось на вручении ежегодной премии «Лидер конкурентных закупок» уже в шестой раз. За прошедшие годы Премия стала самой авторитетной отраслевой наградой, свидетельствующей о высоком профессионализме в сфере электронных закупок. Инициатор учреждения Премии – компания B2B-Center, один из лидеров среди российских электронных торговых площадок.
В общественный совет Премии входят эксперты рынка, руководители закупочных подразделений крупнейших российских и международных компаний, а также представители отраслевых сообществ – 54 независимых эксперта. Перед ними стояла крайне сложная задача: им предстояло выбрать лучших среди 127 компаний, претендовавших на получение профессиональной награды для закупщиков.
В этом году победители определялись в шести основных номинациях, включая Гран-при, и трех специальных. «Мы наблюдаем, как в закупочную деятельность приходят новые технологии, а уровень проектов и содержания заявок компаний, претендующих на звания «Лидер конкурентных закупок», постоянно растет» – отметил председатель общественного совета премии, председатель совета директоров B2B-Center Александр Бойко.
Гран-при получила компания «Норильский никель». «Мы давно не принимали участия ни в каких премиях и очень долго к этому шли. У нас ушло порядка четырех лет на трансформацию нашей закупочной функции. Нашей целью было достижение реальных результатов – серьезных экономий, сокращение объема запасов, повышение прозрачности наших процедур и конкурентоспособности. Только после этого было принято решение, что мы готовы подать заявку на участие в столь значимом для отрасли мероприятии, как премии «Лидер конкурентных закупок», а проделанная работа позволила нам одержать победу», — рассказал корреспонденту Forbes директор департамента планирования и управления товарно-материальными потоками «Норильского никеля» Александр Федотов.
В числе победителей в других номинациях — МТС («Лидер инноваций торгово-закупочной деятельности»), «МРСК Урала» («За модернизацию закупочной деятельности»), «Татэнерго» («За успехи в оптимизации и унификации закупочной деятельности»), «Стан» («За построение стабильной и прозрачной системы закупок»), «Северсталь» («Лучшая система работы с поставщиками») и Магнитогорский металлургический комбинат («Экономическая эффективность закупочных операций»).
ИТОГИ ПРЕМИИ «ЛИДЕР КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК»-2017
* На правах рекламы