Еще несколько лет назад при выборе банка для расчетного счета своей компании бизнесмен сравнивал лишь тарифы и спектр предоставляемых услуг. Теперь же, когда востребованными электронными сервисами обзавелись все значимые игроки рынка, а стоимость ведения счета и ставки комиссий достигли нижнего предела, банки-лидеры предлагают уже не только удобство и экономию, но и яркие позитивные эмоции. Эмоциональный подход к привлечению клиентов-предпринимателей необычен для российских банков. Мы решили узнать мнение предпринимателей по этому вопросу.
Малый бизнес на поле
Для всех любителей футбола нашей страны наступает важный период – впервые в истории чемпионат мира FIFA 2018 и Кубок Конфедераций 2017 пройдет в России. Открытие Кубка Конфедераций состоится уже через 20 дней в Санкт-Петербурге, сборная России сыграет со сборной Новой Зеландии. Альфа-банк – единственная частная российская компания, которая поддерживает эти важнейшие события мирового уровня. Для болельщиков и футбольных фанатов банк разработал бонусную программу, участники которой могут накапливать баллы и обменивать их на футбольную атрибутику: например, официальный мяч кубка KRASAVA Official Match Ball, сувениры, а самое главное – на билеты на предстоящие футбольные турниры FIFA.
Самое интересное и неожиданное, что, в отличие от многих аналогичных программ лояльности, ее участникам не нужно стараться заработать баллы, совершая какие-то специфические действия. Клиент продолжает жить обычной жизнью, вести бизнес, пользоваться продуктами банка – и попутно получает футбольные сюрпризы.
Участвовать в программе могут не только физические лица, но и малый бизнес – индивидуальные предприниматели и владельцы небольших компаний, которые уже являются клиентами банка или только собираются ими стать.
Что говорят игроки
Станет ли бонусная программа весомым аргументом в пользу банка? Может ли она повлиять на решение руководителя компании? Мы расспросили российских бизнесменов об их отношении к ситуации на рынке банковских услуг и факторах, которые они считают значительными при подборе нового банка.
Владимир Белый, робототехник, совладелец Dashkov Loft Lounge Bar и smart digital-агентства WeMD, уже является клиентом Альфа-банка: «Раньше часто играл в футбол, потом получил травму, после этого играю изредка для себя. С друзьями любим болеть за команды-аутсайдеры, у которых тем не менее сильная воля к победе. Я лояльно отношусь к Альфа-банку, имею там корпоративные счета и пользуюсь их продуктами для физлиц. Такие бонусные программы определенно влияют на отношение людей, которые имеют те или иные хобби и интересы.
Мне банк неоднократно делал приятные подарки: к примеру, недавно я получил VIP-билет на Армина Ван Бюрена, а до того были бесплатные билеты на Alfa Future People. Когда выбираю банк, смотрю на скорость операций и доступность в любое время суток. Однажды решал вопросы из-за границы через чат. Все было оперативно решено, поэтому на данном этапе я доволен работой банка. Моим друзьям тоже в принципе было бы интересно присоединиться к такой программе».
Роман Субботин, владелец цифрового агентства «Диджитория», согласен с Владимиром: «В футболе отдаю предпочтение сборной России, отслеживаю интересных мне игроков. На ЧМ собираюсь поехать в Нижний Новгород. Хотел совместить поездку с визитом к другу, буду выбирать из матчей, когда появится расписание. Программа Альфа-банка кажется интересной. Сейчас имею счета в нескольких банках, пытаюсь выбрать для себя оптимальный вариант. Недавно подруга рекомендовала Альфа-банк, говорит, что очень довольна корпоративным обслуживанием, поэтому рассматриваю вариант попробовать Альфа-банк, тем более что для моих потенциальных заказчиков, среди которых крупные коммерческие и государственные структуры, важен авторитет банка. А для меня важны гибкость и удобство обслуживания, чего не достает многим крупным банкам. Думаю, Альфа-банк – один из немногих, где все это есть. Бонусная программа повлияла бы на решение познакомиться с банком поближе. Если бы остальные параметры соответствовали моим требованиям – тогда бы сделал выбор. Для активных мужчин-предпринимателей такая бонусная программа – самое оно, явно привлекает внимание».
«Переход маленькой компании на обслуживание в другом банке в нашей стране связан с определенными сложностями и затратами времени, которые владелец – а во многих случаях он и единственный сотрудник – не всегда может себе позволить. Тут стимул в виде бонусной программы должен быть подкреплен более существенными преимуществами».
Так смотрит на этот вопрос Вячеслав Ветелев, владелец крафтовой пивоварни LaBEERint Brewery: «Я не большой фанат футбола, но иногда могу с удовольствием посмотреть матч у себя в пабе. Чемпионат мира интересен, думаю, и таким, как я, не самым ярым фанатам. В конце концов, он проходит у нас в стране. Мы работаем с одним банком уже более трех лет, имеем два юридических лица. Я на связи с директором филиала банка, все возникающие вопросы решаем быстро. Смена банка на данном этапе для такого небольшого бизнеса, как мой, была бы очень накладной: мне бы пришлось сообщать всем контрагентам о новом счете, уведомлять налоговую. Я бы пошел на эти хлопоты, только если бы с текущим банком возникли проблемы. Но, когда все нормально, футболками, мячами и билетами подбить на такие глобальные перемены лично меня сложно.
Несколько лет назад мои друзья поменяли банк на новый, потому что им пообещали бесплатное обслуживание на год или полтора, безболезненный переход и оплату новых ключей. Банк тогда выполнил все свои обязательства, их сложности оказались компенсированы. В случае же с бонусной футбольной программой – по-моему, она может склонить на сторону банка тех бизнесменов, которые впервые открывают счет. А если брать во внимание все сложности, которые сейчас испытывает малый бизнес, я думаю, что таких в данный момент совсем немного».
Заинтересовались новой программой и представители среднего бизнеса, такие как владелец федеральной сети парикмахерских «Прядки в порядке» Константин Сунцов.
«Я слежу за всеми большими европейскими лигами, посещаю чемпионаты Европы и мира, – рассказал Константин. – А с 2016 года еще и владею женским футбольным клубом «Торпедо-Ижевск», так что интерес теперь больше, чем просто любительский. Раз в год мы мониторим условия поставщиков финансовых услуг: обращаем внимание на стабильность и вхождение банка-кандидата в топ-50 по активам, тарифы, дополнительные услуги, скорость работы. Также для меня важно наличие персонального менеджера. Такая программа могла бы повлиять на мой выбор, если по остальным пунктам банк соответствует основным требованиям, и все же она не будет основным критерием. Билеты на Кубок Конфедераций разыграл бы среди сотрудников или клиентов – сам уже подготовился».
На одной волне с клиентом
Рынок меняется, и клиенты ждут свежих идей со стороны банков – оставаясь при этом приверженцами качественного, но недорогого обслуживания. На этом фоне традиционные методы конкуренции теряют эффективность и смелый эксперимент Альфа-банка фактически добавил новое, эмоциональное измерение в классическое банковское обслуживание юридических лиц.
* На правах рекламы