Владелец и основатель аптечной сети «СОВЕТСКАЯ АПТЕКА», а также глава фармацевтической маркетинговой группы «Объединенные аптеки» Чеченков Алексей Викторович рассказал о темпах развития стартовавшего в 2015 году проекта франчайзинговых аптек и планах объединения одиночных аптек для их поддержки с помощью интернет-ресурса «ФармБонус» (16+).
Алексей Викторович, почему Вы решились на создание аптечной сети в столь сложной экономической ситуации в России, когда большинство игроков аптечного рынка либо покидают его, либо становятся жертвами поглощений?
Аптечный ритейл всегда вызывал во мне интерес, в первую очередь, конечно же, стабильностью и масштабами. Запуская проект по открытию франчайзинговых аптек, наша команда аналитиков и отдел по стратегическому развитию четко понимали, в какой сегмент нам стоит входить, с кем нам придется конкурировать, и какие риски нас могут ожидать. Безусловно, подготовительная работа была длительной и основательной. Мы изучили все аптечные сети, которые когда-либо пытались запустить проекты по открытию аптек по франшизе.
В нашей работе мы уделяем большое внимание честности и открытости в отношениях с партнёрами. Готовность делиться с нашими франчайзи профессиональными знаниями в сфере аптечного бизнеса, имея практический опыт открытия аптек более чем в 48 регионах России, которые приносят доход нашим клиентам – вот наша основная задача. В отличие от других игроков рынка аптечного ритейла, мы не навязываем своих поставщиков, не заставляем закупать товар под собственными торговыми марками, которые выгодны лишь самим поставщикам. Мы проводим детальнейший анализ всех рисков, даем рекомендации и находим решение, которое будет выгодно для франчайзи. Статистика говорит сама за себя: за полтора года мы открыли 118 аптек по всей России (согласно данным на конец 3 кв. 2016 г., аналитической компании RNC Pharma), и эта цифра увеличивается. Тенденция состоит в том, что партнёры, открывшие одну «Советскую Аптеку» с нами, открывают вторую, третью… Поскольку формат наших аптек – это формат «у дома», этот бизнес успешно развивается как в крупных, так и в маленьких городах.
Безусловно, до нас уже были попытки различных аптечных сетей запустить франчайзинговые программы, однако, как мы видим в реальности, почти ни одна аптечная сеть не смогла с этим пока справиться. Ошибка предыдущих сетей заключалась в наивности, что после открытия сотой или тысячной аптеки их Бренд сам все сделает и вытянет вновь открывающуюся аптеку по франчайзингу сразу на уровень рентабельности. Однако на практике это не сработало. То время уже прошло, и сейчас совершенно другой подход у потенциальных инвесторов, которые хотят открыть аптеки по франчайзингу. Наш партнер - это уже состоявшийся предприниматель, имеющий опыт ведения какого-либо бизнеса и желающий диверсифицировать его путем инвестирования в открытие аптек. Поэтому при оценке и выборе партнера у нас самые жесткие требования. Наша задача - открыть партнеру такую аптеку, чтобы она была рентабельной и удовлетворяла потребности конечного покупателя. Поэтому мы заранее определили для себя формат аптек «дискаунтер».
Каких результатов Аптечная сеть “СОВЕТСКАЯ АПТЕКА” достигла уже в 2016 году?
Согласно данным аналитической компании «RNC Pharma», наша сеть по итогам третьего квартала 2016 года заняла первое место в списке мультирегиональных аптечных сетей России. На данный момент наша сеть насчитывает более 118 франчайзинговых аптек в 48 регионах страны, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Приморский край, Амурская область, Липецк, Тверь, Краснодар, Астрахань, Иваново, Тула, Самара, Саратов, Челябинск и т.д. Сеть активно развивается в Башкортостане и Татарстане. В Приморье и Амурской области наши партнеры сразу выкупили мастер-франшизу на весь регион, и мы в данных регионах больше никому не даем право работать под нашим брендом. Партнеры доверяют нам - для нас это важный и значимый показатель. Это значит, что мы все правильно делаем.
Что касается операционной деятельности, то на базе одного из специализированных поставщиков аптечного софта нашими разработчиками было создано уникальное программное обеспечение, которое позволяет нам с такой широкой географией управлять большей частью издержек и оптимизировать их при ведении хозяйственной деятельности в аптеках, чего не смогли, к примеру, сделать франчайзинговые проекты ряда аптечных сетей до нас.
Ежедневно отдел аналитики и контроля ценообразования следит не только за правильным формированием ценовой политики в аптеках нашей сети, но и постоянно анализируют конкурентную среду в каждом регионе, где присутствуют наши аптеки. Четкая и отлаженная система всех бизнес-процессов по запуску новых аптек внутри нашей компании позволяет безошибочно заходить на аптечный рынок практически в любом регионе России и занимать свое место в нем.
Какие планы стоят у сети «Советская Аптека» на ближайшие год-два?
Лично я не склонен афишировать и анонсировать планы нашей компании. Мы стараемся максимально эффективно вести работу с каждой нашей аптекой в любом регионе, уделяя внимание, в первую очередь, качеству обслуживания конечного покупателя.
Безусловно, мы активно продолжим развитие и представление нашего бренда “Советская Аптека” в тех регионах, где сейчас присутствуем. Вход в новые регионы нам также интересен, но он скорее будет органическим в связи с ростом популярности наших аптек на нише “дискаунтера” и представленного формата “у дома”.
Считаю одной из важнейших задач укрепление деловых отношений с нашими поставщиками и производителями. Сейчас у нас есть тройка лидеров-поставщиков, где первое место занимает Протек (примерно 70%), а второе и третье место периодически делят Катрен и Пульс. К тому же, мы, наверное, одна из немногих аптечных сетей, которая практически не имеет кредиторской задолженности перед поставщиками. Все наши аптеки работают по предоплате, поэтому у нас наилучшие входные цены от поставщиков по сравнению с другими аптечными сетями в России.
В середине 2016 года мы активно начали работу с такими производителями как ЗАО ПФК “ОБНОВЛЕНИЕ” (бренд RENEWAL), P&G, SHREYA, ReckittBenckiser, OMRON, BAYER, GLAXOSMITHKLINE, BERLIN-CHEMIE, STADA, PFIZER и т.д., проводим переговоры по формированию в нашей сети базовой ассортиментной матрицы и согласовываем условия маркетинговой поддержки. К сожалению, в 2017 году возможны корректировки представленности ассортимента тех или иных производителей, кто не выполнил свои обязательства перед нашей сетью. Как правило, мы выводим их ассортимент из оборота в наших аптеках сразу по всей стране, проводя ротацию на доступные аналоги в более низком ценовом сегменте.
Какова ваша оценка перспектив развития розничного аптечного рынка? Насколько существенна разница развития аптек по регионам?
В настоящее время фармацевтический рынок России входит в тройку самых крупных фармацевтических рынков мира. До недавнего времени особенностью фармацевтического рынка России была его зависимость от импорта, более 70% лекарственных препаратов приходилось на зарубежных производителей. Однако в связи с политикой правительства РФ в сфере оборота лекарственных средств в рамках импортозамещения стоит ожидать существенных изменений. Будут ли они на пользу конечному покупателю – вопрос спорный.
Российский аптечный ритейл также, на мой взгляд, ожидает ряд изменений, связанный не только с процессами консолидации или поглощениями, но и с вопросами форм налогообложения и регулирования контроля в сфере ценообразования со стороны государства.
Нужно понимать, что фармацевтический рынок - один из самых доходных, и определяется основными факторами – стабильным спросом, существенной долей пожилого населения в России, постоянным методом «самолечения».
Есть и негативные факторы, которые влияют на развитие аптечного рынка в России. Наиболее значимые - несовершенство законодательства в сфере контроля качества лекарственных средств, высокие барьеры для входа в данную отрасль, что снижает уровень конкуренции и усиливает монополию ряда участников розничного фармрынка. Также заметна нехватка квалифицированного персонала и высокая доля контрафактной продукции.
Как в вашей сети строятся отношения с производителями? Насколько они заинтересованы в работе с форматом «дискаунтера»?
На мой взгляд, формат аптечной сети совсем не влияет на отношения «производитель – сеть». Для производителя главное - это представленность его продукции на полках сети. Сами производители уже имеют у себя в портфеле бренды разного ценового диапазона, позволяющие им быть представленными в полном объеме. Говоря о товарной матрице нашей сети, стоит заметить, что мы очень детально подходим к ее формированию. У нас заложены основные принципы, которые ни в коем случае не могут пойти в разрез с нашей концепцией и форматом, даже если производитель готов предложить хорошее маркетинговое предложение и существенные ретро-бонусы.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о вашем фармацевтическом маркетинговом объединении «Объединенные аптеки» и интернет-ресурсе «ФармБонус»?
Данный проект мы запускаем специально для одиночных аптек, которым становится сложно конкурировать в регионах с крупными аптечными сетями. «ФармБонус» позволит любой аптеке полноценно пользоваться всеми маркетинговыми преимуществами наравне с крупными сетями.
Чем маркетинговое объединение «Объединенные аптеки» в виде интернет-ресурса «ФармБонус» будет отличаться от уже существующих проектов?
Отличие будет существенное. В отличие от ряда фармацевтических ассоциаций и партнерств, у нас не стоит задача “нагрузить” одиночные аптеки заоблачными планами по закупке товаров того или иного производителя и обязательствами по максимальной представленности всего ассортимента производителя, прикрываясь грамотным управлением товарными категориями и оптимизацией внутренних бизнес-процессов в аптеках. Данные меры просто загоняют аптеку в долги и разоряют. Наш бизнес мы строим на диалоге с партнерами и думаем о рентабельности аптек.
Проект “ФармБонус” нацелен в первую очередь на то, чтобы реально показать, сколько одиночная аптека может получить дополнительной прибыли от производителей, если вступит в “Объединенные аптеки”. Аптека будет иметь возможность сама выбирать, с каким производителем ей работать по маркетинговым контрактам, аптека сама решает, какой ассортимент и товарный запас ей необходимо иметь и поддерживать. При том, аптека в открытом доступе будет иметь информацию о всех процентах, сумме ретро-бонусов и денежных вознаграждениях от производителей. В режиме онлайн Аптека через свой личный кабинет будет видеть, сколько на сегодняшний момент она заработала дополнительной прибыли. Наш проект не обязывает аптеки “затаривать” полки лишним товаром, который не продается, не обязывает менять Программное обеспечение для контроля отчетности. Наш проект помогает аптеке самой определяться в выборе, потому что только сама Аптека и ее руководство знает реальные потребности в том или ином товаре.
Насколько я вижу, Вы не боитесь конкуренции и смело готовы занять свое место в аптечном рынке?
А смысл бояться? Когда-то лидерами аптечного рынка были другие компании, на смену им пришли нынешние аптечные сети, возможно, и нынешним сетям пора задуматься о реальной конкуренции, которая потихоньку «наступает на пятки». Бизнесмен, который приходит к нам и становится нашим партнёром, может быть уверен в том, что его ожидания от работы с нами оправдаются полностью.
К примеру, мы уже провели переговоры с рядом одиночных аптек, которые очень заинтересованы в проекте «ФармБонус», а также есть и аптеки, которые готовы выйти из других фармацевтических ассоциаций и партнерств и вступить в «Объединенные аптеки».
Наша цель - помочь одиночным аптекам быть конкурентоспособными и видеть прозрачность по всем маркетинговым контрактам производителей.
Федеральная Аптечная сеть «Советские Аптеки». Франшиза аптеки.