22 сентября Forbes совместно с лидерами IT-индустрии — Huawei и «Ланит» — провел в «Марриотт Отель Новый Арбат» первое заседание клуба в формате Forbes Techno. Тема для дискуссии: «Технологии будущего. Трансформация бизнес-моделей в стремительно меняющемся цифровом мире».
Пол Скэнлан, президент международного направления технологического и бизнес-консалтинга Huawei Technologies Co., Ltd., недавно в Китае не смог расплатиться в такси — в его бумажнике не оказалось наличных. «Водитель сам предложил закачать на мой смартфон приложение, и я перевел ему деньги в два клика, — с улыбкой вспоминает эту историю Скэнлан. — Меняется не только мир вокруг нас, меняется и сознание людей — они решают задачи в режиме реального времени. Запрос на инновации очевиден».
Облачные хранилища, Big Data, Internet of Things и SDN приближают начало новой эры — ИКТ (информационно-коммуникационных технологий. — Прим. ред.), и Huawei активно участвует в реализации самых амбициозных проектов: от создания безопасных городов и коммуникационных решений для скоростных поездов до «умных» университетов и финтеха.
Forbes и «Ланит» решили организовать специальную площадку — Forbes Techno, где можно было бы обсудить новые идеи и технологии, которые еще только появляются, но могут изменить бизнес-ландшафт будущего. На первой встрече перед гостями клуба выступили представители компании Huawei, лидера в области инвестиций в R&D.
«Цифровая экономика становится двигателем современного мирового роста, она растет на 10% в год, что почти в три раза превышает мировой экономический рост», — подчеркнул в своем приветственном слове Эйден У, генеральный директор компании Huawei в России. По оценкам IDC, к 2024 году объем цифровой экономики составит $15 триллионов. «Являясь драйвером цифровой экономики, ИКТ способны значительно повысить эффективность государственных услуг и публичных сервисов, — заметил в своем выступлении Эйден У. — Развитие ИКТ — это самый действенный путь к цифровой трансформации и повышению конкурентоспособности для любой отрасли».
Не только покемоны
Стоит только навести камеру смартфона на обычный с виду рекламный баннер — на нем изображен новый спартаковский стадион «Открытие Арена», — и картинка оживает. Объект разворачивается перед глазами в масштабной 3D-проекции, на трибунах ликуют фанаты, по полю с мячом бегают футболисты. Можно выбрать опцию, в какой роли осмотреть стадион: болельщика, IT-специалиста или финансового директора, — от этого зависит дальнейшее содержание презентации. «Дополненная реальность нужна не только для того, чтобы ловить покемонов», — замечает представитель компании Fibrum.
Шлемы дополненной реальности Fibrum и презентация стадиона «Спартака» не случайно появились на первом заседании клуба Forbes Techno — в проект Fibrum инвестирует Филипп Генс, сын владельца компании «Ланит» Георгия Генса (занимает 119-е место в списке богатейших бизнесменов России с состоянием $700 млн. — Прим. ред.). И именно «Ланит» вместе с Huawei создавал для «Спартака», второго по величине стадиона России, всю IT-инфраструктуру: вычислительные, мультимедийные и телекоммуникационные системы.
«Мы привыкли к тому, что раньше все инновации, изобретения приходили с Запада. Теперь они приходят с Востока. ПО для Huawei раньше разрабатывалось на Западе, а сейчас создается в Москве, в Центре исследований и разработок Huawei, — говорит Пол Скэнлан. — Русские отлично умеют это делать: физика, аналитика, ПО — это ваши отрасли».
Важно быть лучшим
Каковы же успешные бизнес-модели? Об этом говорили участники дискуссии Forbes Techno. Недавно глава Сбербанка Герман Греф заметил, что в условиях стремительно меняющегося цифрового мира не существует конкуренции товаров и услуг, существует конкуренция управления — умения среагировать на запросы и изменения рынка в кратчайшие сроки. Рассказывая об этом, Олег Седов, модератор встречи, вспомнил историю с отставкой главы Nokia. Покидая свое кресло, тот заявил, что не готов управлять компанией, в которой менеджеры вносят правки в свои презентации дольше, чем азиатские коллеги выводят новые товары и продукты на рынок. Как им это удается?
Это хорошо видно на примере Huawei. Компания — лидер по количеству патентов на изобретения, их более 50 000. Инвестиции Huawei в R&D в 2015 году составили $9 млрд, а по прогнозам на 2016 год — $14 млрд. Компания открыла по всему миру 16 центров исследований и разработок (R&D), 79 000 сотрудников заняты в НИОКР. «Наша цель — продвигать людей, которые способны мыслить по-другому, — говорил во время своего выступления Пол Скэнлан. — Kodak изобрел цифровую фотокамеру, но где сейчас Kodak?» Главное, по его мнению, — не инновация, а способность к непрерывному изменению, время выхода на рынок и гибкость — попробовать и быстро переключиться на новый продукт. «Наша технологическая культура, как змея: вправо, влево, и выбирает правильный вектор движения», — образно замечает Скэнлан. Судя по тому, что даже в кризисные годы выручка Huawei растет (с $46,5 млрд в 2014 году до $61 млрд по итогам 2015-го), вектор правильный.
«Motorola, Ericsson, Nokia — где они? Не все, кто вышел первым, выиграли. Быть первым не так важно. Важно быть лучшим», — считает Георгий Генс. При этом, по его словам, он впечатлен не только инновациями Huawei, но и ее блестящей бизнес-моделью, необычной как для российского, так и для западного рынка. Акционерами компании являются около 80 000 сотрудников — эффективная модель мотивации для команды. «Мы — частная компания, не выходим на IPO, не привлекаем средства населения. Мы не хотим высоко взлететь, чтобы потом упасть», — объясняет Скэнлан.
Два пути
У Huawei и «Ланита» много общего: компании начали свой бизнес примерно в одно и то же время: Huawei — в 1987 году, «Ланит» — в 1989-м. В начале пути, вспоминает Генс, у компаний были даже схожие годовые обороты: $150–200 млн. Россия в 1997 году стала первой страной, в которой Huawei открыла первый зарубежный офис, — сейчас компания стала глобальным игроком с присутствием в 170 странах мира. «Ланит» же прочно завоевал позиции только на российском рынке.
В России Huawei начинала бизнес с поставок оборудования для телеком-операторов, а затем стала активно осваивать корпоративный сегмент — поставлять серверы, системы хранения данных и другое оборудование, понемногу «отъедая» доли у западных вендоров. Чтобы зайти в госсектор, компания выстраивала отношения с российскими дистрибьютерами и интеграторами, в том числе с «Ланитом», — партнерство помогает успешнее работать с клиентами.
Теперь Huawei и «Ланит» (каждый по-своему) завоевывают рынок мобильных устройств. Выпуск смартфонов и планшетов — относительно новое направление для Huawei, но два года назад компания заняла третье место в мире по количеству проданных смартфонов. «Ланит» с собственным брендом IRBIS входит в тройку ведущих российских производителей планшетов. Разработка устройств ведется в России, а производство сосредоточено в Китае. В 2015 году было продано более 600 000 планшетов IRBIS, в текущем году планируется увеличить количество проданных устройств до миллиона.
Диалог без купюр
«Представителям крупного бизнеса очень важно регулярно встречаться на таких нейтральных площадках, как Forbes Techno, чтобы честно обсуждать круг вопросов и возможных решений, которые волнуют весь мир и влияют абсолютно на всех, вне зависимости от желания самих компаний», — считает гость мероприятия Андрей Шаронов, президент бизнес-школы «Сколково». По его мнению, самые неожиданные решения могут появиться при переносе опыта компании в другие сферы. «Мы живем в настолько тесно переплетенной и связанной бизнес-среде, что представлять каждую отрасль чем-то обособленным было бы большой стратегической ошибкой. И задача таких площадок, как Forbes Techno, привлекать представителей российских и международных корпораций и вести с ними диалог без купюр».
Forbes планирует сделать встречи в формате Forbes Techno традиционными.
Фото: Роман Гельберг, Сергей Иванов