К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Из тени в свет


Виктор Столповских занимался реконструкцией Кремля. Теперь взялся возрождать отечественную ламповую промышленность. Промежуточный итог: объемы производства лампочек 
в России упали

Центральный офис светотехнического холдинга «В.А.В.С.», желтый трехэтажный особнячок, прячется в хитросплетении китайгородских переулков. В кабинете президента и основного совладельца холдинга Виктора Столповских — огромный портрет Петра I. На другой стене — панорамное полотно с изображением Кремлевской набережной.

Столповских проработал за стенами Кремля несколько лет. В 90-е годы управляемая бизнесменом компания Mercata Trading реконструировала здание Счетной палаты и Большой Кремлевский дворец. Чем завершился тот проект, знают в России все: в 1998 году швейцарская прокуратура возбудила уголовное дело по фактам отмывания денег и подкупа высокопоставленных российских чиновников, фигурантами которого были тогдашний управделами президента РФ Павел Бородин и Виктор Столповских.

Бородин теперь возглавляет Союз России и Белоруссии и не любит вспоминать о прошлом. На просьбу Forbes оценить деловые качества бывшего коллеги Бородин ответил резко: «Я к нему не имею никакого отношения! Столповских руководил подрядной организацией, которая реконструировала Кремлевский дворец. И все. Но у меня 300 фирм работало на этом объекте, 150 000 человек».

 

До лампочки

Виктор Столповских тоже сменил амплуа. Теперь он производит электролампы.

«Строительство — дело такое: сегодня есть заказ, завтра нет заказа… Это трудно. Другое дело, когда ты производишь товар первой необходимости. Я увидел, что светотехническая отрасль в России никому не была нужна», — так бизнесмен объясняет свой выбор.

 

Создание холдинга В.А.В.С.» (Столповских не говорит, что скрывается за этой аббревиатурой) стартовало осенью 2001 года: в подмосковном поселке Шаховская началось строительство нового завода по производству электроламп. В 2002 году «В.А.В.С.» купил Томский электроламповый завод и предприятие в киргизском Майлуу-Суу. Годом позже в холдинг вошли уфимское ОАО «Свет» и саранская «Лисма» — крупнейший производитель ламп в России. Таким образом, за два года под контролем Виктора Столповских оказалось 80% общего объема производства ламп общего назначения (ЛОН) в стране. Кроме того, «В.А.В.С.» производит люминесцентные лампы, дуговые ртутные лампы для уличного освещения и десятки других видов источников света.

На строительство завода в Шаховской (первую лампочку предприятие зажгло осенью 2003 год), а также покупку и модернизацию готовых предприятий было потрачено $140 млн. Откуда деньги? В основном — кредиты Сбербанка и Внешторгбанка, частично — средства Mercata Trading. Траты были необходимы, ведь советские заводы достались бизнесмену в состоянии, далеком от идеального. «Лисму» мы взяли с долгами в‑1,7 млрд рублей, сегодня осталось 220‑млн», — рассказывает Столповских.

На своих предприятиях «В.А.В.С.» принимал вполне стандартный набор антикризисных мер, что видно на примере той же саранской «Лисмы». Новый собственник избавился от балласта: футбольный клуб «Лисма-Мордовия» лишили финансирования, санаторий для рабочих и административный корпус в центре Саранска продали, штат сократили с 12‑000 человек до 7500. В целях борьбы с воровством готовой продукции сменили службу охраны предприятия, в цехах установили системы видеонаблюдения. По бюрократам ударили инструкцией: любой начальник или юрист должен рассмотреть поступивший ему документ в течение 20 минут, подписать или внести предложения по изменению. «Раньше неделя уходила на то, чтобы бумага попала от одной службы к другой. Сегодня все вопросы решаются в течение суток», — отмечает гендиректор «Лисмы» Стефан Зелизко. (Столповский переманил Зелизко с львовского завода «Искра».)

 

Наладили и контроль над расходами. «Мы отказались покупать комплектующие втридорога, как это раньше делали директора. Сегодня мы проводим тендер на закупку каждой комплектующей», — рассказывает Столповских. Горы битого стекла в цехах — эта картина осталась в прошлом. За разбитые сверх норматива (6 из 100) стеклянные колбы неаккуратный работник платит из своего кармана. В итоге, по словам Столповских, себестоимость продукции на всех предприятиях снизилась на 40–50%.

Спад напряжения

Перед вами история успеха? Не совсем. На предприятиях «В.А.В.С.» зафиксировано падение производства: с 640 млн ламп всех видов в 2003 году до 635 млн единиц продукции в 2004-м. Не помогло даже завершение строительства нового предприятия в Шаховской — завод сделал 2‑млн ламп при проектной мощности  100 млн. Соответственно снизилось и общее число ламп, произведенных в России, — с 770 млн до 762 млн единиц. Не лучшим образом обстоят дела и на заводе в Киргизии: в 2004 году было сделано 277 млн ламп, на 13 млн меньше, чем годом ранее.

Причина самая что ни на есть рыночная. Покупатель привык, что лампа — вещь дешевая. То есть производитель за свой товар должен просить по минимуму, чтобы и торговец мог заработать, и покупатель купил лампу, не расстраиваясь из-за ее цены. Между тем Столповских, закончив строительство холдинга, поднял цены. В конце 2003 года «В.А.В.С» просил за каждую свою лампочку 2 рубля, в начале 2004-го — уже 4‑рубля. Повышение цен бизнесмен объясняет необходимостью «четко обслуживать выданные кредиты».

Более того, Столповских отменил все виды оптовых скидок на крупные партии товара, что вызвало у дистрибьюторов непонимание. «Мне кажется, есть логичная взаимосвязь между ценой и объемом: больше объем — меньше цена. Мы покупаем у «В.А.В.С» несколько вагонов только ЛОН в месяц, готовы брать и 40–50 вагонов. А кто-то покупает ежемесячно один грузовик, и мы с ним платим одинаковую цену», — говорит в интервью Forbes Александр Страшнов, гендиректор крупнейшего в России дистрибьютора светотехники, компании «Русский свет».

Монополист, конечно, может позволить себе эксперименты со сбытом. Виктор Столповских не учел одного — границы в России давно открыты. Статистика Федеральной таможенной службы более чем убедительна: в 2004 году импорт ламп накаливания в Россию вырос сразу на 68% (составив около 248 млн штук). Брестский (Белоруссия) и Львовский (Украина) заводы производят примерно такую же продукцию, что и предприятия «В.А.В.С» (всего около 325 млн единиц в год), но денег за нее просят меньше. «Брест ведет бандитскую деятельность, — жалуется Зелизко с «Лисмы». — Они цену на 5 копеек меньше делают, и у них лампу берут». Часть рынка у «В.А.В.С» отобрали мировые лидеры по производству светотехники (General Electric, Osram и Philips): оптовая цена на ЛОН от Столповских практически сравнялась с ценой самых дешевых лампочек этих мировых гигантов.

 

Но больше всего неприятностей бизнесмену доставляет импорт китайских ламп: в 2004 году из КНР было ввезено 80 млн лампочек, в 30 раз больше, чем годом ранее. Сейчас оптовая цена китайских ЛОН на территории России — около 2,5 рубля. Главу «В.А.В.С» конкуренты нервируют: «В Китае есть такие заводы, где ртом, извините, делают вакуум, запаивают и отправляют в Россию. Никакой технологии».

Президент Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского светотехнического института им. С. И. Вавилова (ВНИСИ) Геннадий Шахпарунянц согласен с тем, что лампочки из Китая часто бывают неидеальны. Но что поделать? «В отличие от европейцев при выборе лампочки россияне сначала смотрят на цену, а затем уже на качество продукции», — констатирует Александр Кузьмин, бизнес-менеджер «Philips Lighting Россия».

Сбережение энергии

Руководству холдинга «В.А.В.С» пришлось вновь переходить к антикризисным мерам. Во-первых, «В.А.В.С» снизил оптовую цену ЛОН до 3,2 рубля. Во-вторых, начались эксперименты с внешним видом товара. Пока привычная «одежда» для лампы от «В.А.В.С.» — серый гофрокартон. В прошлом году холдинг уже выпустил порядка 20 млн лампочек в фирменной желтой упаковке «В.А.В.С». «Сейчас мы проводим тендеры с компаниями, которые будут заниматься рекламой. Меняем дизайн», — Виктор Столповских предпочитает не вдаваться в детали. «У нас есть возможности, которые мы бережем, над которыми работаем, я их сейчас не буду раскрывать», — добавляет он.

Неужели предприниматель, столь успешно работавший с госорганами в 90-е, на этот раз решил разобраться с проблемами самостоятельно? Отнюдь. В конце июня 2004 года ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет» обратилась в Минэкономразвития с официальной просьбой применить в отношении импортируемых в Россию ламп «специальные защитные меры в виде специальных пошлин в размере до 95% от таможенной стоимости сроком на 3 года». Министерство приступило к расследованию по этому заявлению. И хотя гендиректор ООО «Аврора Лайтинг» (крупнейший импортер ламп из Китая) Михаил Александров пытается убедить всех и каждого, что «расследование инициировано с целью монополизации российского рынка холдингом «В.А.В.С.» и получения им монопольной прибыли», чем закончится эта история — неясно. Расследование продолжается.

 

Есть и другие инициативы. В прошлом году «В.А.В.С» представил в Минпромэнерго проект федеральной целевой программы «Энергосберегающая светотехника». Официальная цель программы: «Развитие светотехнического комплекса России с целью кардинального решения проблем энергосбережения и экологии путем создания и внедрения энергоэффективных светотехнических изделий в технику освещения в 2005 — 2010 годах». Если проще — нужно наладить выпуск источников света нового поколения, произвести модернизацию предприятий «В.А.В.С» и т.п. Объем финансирования — 4,7 млрд рублей. Инвестор — государство. Кто же еще?

Столповских может часами рассуждать о новых лампах, которые потребляют на 80% меньше энергии и служат в 12–15 раз дольше ламп общего назначения. Рынок пуст, в России производят только 3 энергосберегающие лампы в год на 1000 человек, а в странах Европы — до 450 штук. Но Александр Кузьмин из Philips сомневается в том, что такой товар в ближайшем будущем завоюет Россию: «Плата за свет у нас существенно ниже, чем в Западной Европе, потому об экономии электроэнергии задумываются немногие». Да и Минпромэнерго пока никак не отреагировало на предложения Столповских поддержать его начинания. Но бизнесмен не падает духом: «Я‑уверен, что предприятия России будут работать не только на внутренний рынок, но и на рынок Европы. Надо хорошо знать историю — свет, все великое и мудрое всегда шли в мир с‑Востока».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+