От лимузина «Красный флаг» к всемирному автомобилю
Своими силами
До начала 1980-х годов китайский автопром развивался самостоятельно и производил в основном устаревшие грузовики. Первыми более-менее современными предприятиями стали открытый в 1953 году завод First Automobile Works (FAW), собиравший машину по образцу советского ГАЗ-51, и завод в Нанкине, перешедший с военной продукции на гражданскую. В 1950-1960-х годах было создано еще с десяток государственных заводов в разных районах Китая. Легковых автомобилей производилось совсем мало: некому было на них ездить. В 1958 году FAW начала выпуск модели «Красный флаг» для руководителей страны.
По западным образцам
В 1980-х годах в Китае начали появляться автомобильные предприятия с участием западных концернов. Среди первых создавших СП были Volkswagen, Hyundai, Peugeot, Citroen, Daihatsu. Автомобили производились исключительно для внутреннего потребления. Проводить в Китае независимую политику иностранцам не разрешали: правительство имело долю во всех предприятиях с иностранным участием и таким образом могло влиять на их политику. Одновременно с созданием сборочных заводов власти стимулировали строительство предприятий по выпуску запчастей для них: так закладывались основы будущего расцвета китайского автопрома. Импортные пошлины были резко подняты, чтобы побудить мировых производителей к созданию местных производств.
Конкуренция начинается
С середины 1980-х в Китае начали повсюду возникать заводики, небольшими партиями собиравшие автомобили из местных комплектующих. Цена их, за счет дешевизны рабочей силы, была крайне низкой, качество — отвратительным. Внешность копировалась с мировых образцов, хотя иногда производители работали и по лицензиям, купленным правительством. Заводы появлялись и умирали, и до поры до времени правительство пустило этот процесс на самотек.
Искусственный отбор
В 1990-х годах был взят новый курс: среди множества предприятий должны выживать только лучшие, которые будут представлять Китай на мировом автомобильном рынке. Это могли быть и частные предприятия, и государственные. Государство активно участвовало в выборе достойных: правительство разрешало банкам предоставлять кредиты автопроизводителям, которых считало подающими надежды. В 1997 году основана главная ударная сила автомобильного Китая — госкомпания Chery. Для нее денег не жалели: Chery, созданная пятью государственными инвестфондами, долгие годы имела возможность вкладывать в собственное развитие больше, чем зарабатывала. Приглашаются специалисты из-за рубежа, в середине 2000-х годов компания строит самый передовой в стране завод двигателей, где производство полностью автоматизировано, а контролирует процесс не больше десятка рабочих. Chery создает собственное производство трансмиссий, собственный исследовательский центр и испытательные полигоны.
Половина успеха
В 2008 году Китай становится вторым в мире (после Японии) производителем автомобилей. Однако в том же году китайский автоэкспорт упал на 45%. Не смогла похвастаться успехами и Chery — среди ее экспортных рынков страны Африки, Центральной Америки, Азии, а в Европе ее представительства есть лишь в России, Молдавии, Болгарии и еще нескольких странах. Триумфа пока не получается: собственные китайские марки никак не выходят на мировой рынок. Зато идут поставки в Европу с одного из китайских заводов Honda, Китай начал налаживать местное производство Rover. Но главное — мировой автопром все больше переходит на комплектующие из Поднебесной: помогло своевременное развитие производства комплектующих.