В новом рейтинге звезд появились политические оппоненты Кремля — из-за повышенного внимания к ним публики.
Что может поколебать спокойствие на Олимпе российского шоу-бизнеса? Многие годы топ-50 российских знаменитостей не знал больших потрясений. Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Стас Михайлов и другие раскрученные исполнители годами не покидают первые строчки рейтинга, время от времени допуская на Олимп новых певиц. Но в этом году благодушие попсы и конферанса было нарушено. В список знаменитостей впервые прорвалась небольшая группа, которую мы назвали «звезды протеста».
Предвестником этого стало появление в рейтинге Forbes 2011 года Юрия Шевчука. Лидер группы ДДТ оказался в списке почти случайно — из-за пристального внимания СМИ и большого количества запросов в «Яндексе», ведь рейтинг рассчитывается на основании не только дохода звезды, но и внимания прессы и интернета. После того как в мае 2010-го на встрече Владимира Путина с организаторами и участниками благотворительного вечера в Питере премьер спросил у рок-звезды, как его зовут, и Шевчук быстро нашелся: «Юра, музыкант» — популярность Шевчука в СМИ и интернете резко возросла.
Зато уже в 2012 году в рейтинг 50 российских знаменитостей попали лидеры Болотной площади и проспекта Сахарова телеведущий Леонид Парфенов и писатель Борис Акунин. Они оказались в одном списке с Анной Семенович, Кристиной Орбакайте и Жанной Фриске по тем же причинам, что и Шевчук в прошлом году, — из-за большого количества упоминаний в бумажных СМИ, на телевидении и запросов в поисковой системе «Яндекс». Еще один новичок — телевизионный маэстро Владимир Познер. Он публично не требовал перевыборов в Госдуму, но прекрасно использовал рост протестных настроений в обществе для повышения интереса к своей авторской программе на Первом канале, приглашая на интервью, например, Алексея Кудрина или Михаила Прохорова.
Здесь же и Ксения Собчак. Она, правда, никогда не страдала от отсутствия интереса к собственной персоне, но за год количество запросов на ее имя в «Яндексе» увеличилось с 2,36 млн (16-е место из 50) до 4,17 млн (10-е место), и не последнюю роль здесь сыграла политическая активность и гражданская позиция телеведущей.
А что же Шевчук? В этом году лидер ДДТ уверенно прошел в шорт-лист по вниманию СМИ (более 600 упоминаний) и запросам в «Яндексе» (примерно 4 млн), но по доходам в окончательный лист не попал. За год группа дала около 50 концертов с новой программой «Иначе». С осени 2011-го до нового года организатором выступало московское концертное агентство SAV Entertainment. По словам директора агентства Владимира Зубицкого, большие расходы не окупились, так как в среднем продавалось 50% билетов. «Юрий не идет на компромиссы, на каждый концерт с ним едет четыре фуры с оборудованием и около 40 человек персонала», — рассказывает Зубицкий.
Директор концертного агентства «Крылья» из Киева Виктор Кольцов организовывал тур ДДТ на Украине и Юге России. Он говорит, что стоимость шоу у Шевчука значительно выше, чем у других исполнителей, но он настаивает на дешевых билетах. Выручка от 11 концертов составила $900 000 при затратах $700 000, из разницы $200 000 агентство «Крылья» получило $60 000 (30%), остальное — ДДТ.