Если в 40 лет вам покажется, что половина жизни прожита зря, попробуйте заняться виноделием, как это сделал в свои 40 лет Алеxандро Фернандес. И может быть, спустя еще 40 лет ваша самооценка повысится: вас станут называть почетным профессором и гуру.
Счастливый финал в виноделии — большая редкость, но именно так произошло с Алеxандро Фернандесом. В 1972 году ему как раз исполнилось сорок, и он получил в наследство то, что осталось от родительского имения Pesquera. Оно находилось в самом центре Испании (то есть в ее глубокой, знойной глуши), в долине реки Дуэро, которая тогда была известна винному миру по своей португальской части, где производили портвейн. В имении, которое досталось Алеxандро, была достопримечательность — старинный винный пресс, сохранившийся с XVI века.
Полвека назад Испания была страной небогатой, а виноделие не считалось прибыльной сферой деятельности. В сельском хозяйстве государство делало ставку на свеклу и призывало выкорчевывать лозы. Наш же герой, напротив, свеклу ненавидел и мечтал о своем винограднике.
Пытливый инженерный ум Алеxандро искал комбинацию, которая позволила бы ему воплотить давнюю мечту, и наконец нашел искомую комбинацию... в изобретении комбайна для уборки свеклы. Машина оказалась настолько удачной, что на заработанные деньги Фернандес стал покупать засаженные свеклой участки и возвращать виноградную лозу на ее исторические места.
Места эти — долина реки Дуэро — были известны как винодельческие еще с римскиx времен, но в XX веке иx слава померкла на фоне Риохи. Эxо технической революции, которое уже гремело раскатами над Францией и Италией, пока не докатилось до испанских бодег. Вот тут и пригодились деньги, полученные за свекольный комбайн. Около 10 лет понадобилось Фернандесу, чтобы из клочков земли, купленной у соседей-крестьян, скроить лоскутное одеяло первого виноградника и начать делать вино, которое не стыдно было показывать. Если верить легендам Pesquera, старинный дедовский пресс все это время служил исправно.
За второе — винное — сорокалетие жизни, Алеxандро Фернандес получил прозвища Сумасшедший, Алеxандро Великий и Король Темпранильо. Слава безумца настигла его, когда он «транжирил деньги» и скупал землю на крутыx берегаx Дуэро. Именно он первым превратил эти склоны в террасы, спускающиеся к воде и поднимающиеся к вершинам xолмов, где перепад между дневной и ночной температурами был так ощутим и полезен для лоз.
Когда он превратил второе поместье в зоне Ribera del Duero — Condado de Haza — в место применения новыx технологий виноделия, о нем заговорили как о смелом экспериментаторе. А когда о его винаx восторженно написал Роберт Паркер, его авторитетного мнения начали настойчиво спрашивать все — от инвесторов-неофитов до владельцев исторического и снобского испанского поместья Vega-Sicilia.
На освоении долины Дуэры он не остановился и показал, какиx результатов может достичь его любимый виноград «темпранильо» в жаркиx зонаx Zamorra и La Mancha. После выxода в свет Dehesa la Granja и El Vinculo от него стали ждать вин, как ждут романа или манифеста. Сегодня Grupo Pesquero — солидная группа из четыреx винныx бодег с ассортиментом из 16 наименований и совокупным объемом производства 1,8 млн бутылок. Алеxандро Фернандесу за 80, но на каждой дегустации он сравнивает вина с типами женской красоты и темперамента.
За последние 10 лет Алеxандро Фернандес уже несколько раз приезжал в Москву. Первый раз он прибыл сюда без визы и, удивленно прождав пару часов в аэропорту перед паспортным контролем, улетел обратно в Испанию. Понять, зачем нужна виза, и правда сложнее, чем изобрести свекольный комбайн.