К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь после сделки

Жизнь после сделки
Алексей Антипов в 2009 году продал свою компанию «Балтимор». Есть ли у него шанс повторить успех и снова создать крупный бизнес?

Город Сясьстрой Ленинградской области. Тепличный комплекс «Новая Голландия», раскинувшийся на 28 га: четыре теплицы за год выращивают 22 млн роз. Это самый крупный на сегодня проект питерского предпринимателя Алексея Антипова, основателя компании «Балтимор», некогда контролировавшей 50% рынка кетчупов и имевшей 5 млрд рублей годовой выручки.

Розами Антипов решил заняться еще в 2007 году вместе с акционером Сяського ЦБК Алексеем Шмаргуненко. Спрос на цветы есть, но есть ли смысл выращивать их в не слишком солнечной Ленинградской области? Половина себестоимости цветка уходит на то, чтобы обеспечить розе свет и тепло: это расходы на газ и электричество. Партнерам удалось сэкономить — Шмаргуненко нашел землю рядом с ЦБК и подключил теплицы к своей котельной.

Кризис лишил компанию форы — доходность сразу упала на 30%. Инвестиции в «Новую Голландию» составили около 2 млрд рублей, 70% средств — кредиты. «Цветы для меня скорее хобби. Работаем мы в этом проекте в настоящий момент не на себя, а на банки», — признается Шмаргуненко. Антипов мечтает создать для роз бренд, что позволит продавать их дороже и строить свою розницу. «Я хорошо умею создавать бренды», — говорит он. Но руки до бренда дойдут не раньше осени, после уборки овощей на Кубани — еще один бизнес-проект, активно заниматься которым Антипов начал только после продажи основного бизнеса.

 

Алексей Антипов первым начал делать кетчуп в России — «Балтимор» появился на прилавках в 1996 году. Идею подали поляки Марек Гетка и Веслав Пиотровски, сам Антипов раньше занимался пошивом футболок. Вскоре о новой марке узнала вся страна — «Балтимор» стал спонсором юмористической телепередачи «Городок», которую любил и Антипов (он даже не делал никаких расчетов, просто доверился интуиции). После кризиса 1998 года импорт сократился и бизнес взлетел: за два года доля «Балтимора» на рынке кетчупов выросла с 15% до 50%.

На амбициозную компанию обратили внимание инвесторы. Американская Heinz, например, предлагала Антипову продать бизнес за $100 млн, но он отказался, решив, что сможет просить больше, если станет лидером рынка не только с кетчупами. Помочь в реализации новой стратегии должна была Милада Гудкова, менеджер шведского инвестфонда East Capital, которую Антипов в 2003 году переманил к себе директором по развитию. Она стала совладелицей с долей 15%.

 

Антипов купил 4000 га сельхозугодий на Кубани под выращивание овощей, начал квасить капусту и делать маринады на своем краснодарском предприятии. А на новом заводе в Санкт-Петербурге установил линию по разливу соков под маркой «8 овощей». У него был шанс преуспеть: рынок рос на 15–20%, а ниша овощных соков, на которую в Европе приходится 15–20% потребления, пустовала. Яркая рекламная кампания «Пейте овощи» стартовала весной, когда у всех авитаминоз. Но из-за сложностей с монтажом линии и с дистрибуцией (оказалось, что магазины, охотно работавшие с кетчупами «Балтимор», к его сокам относятся скептически) продукт попал на полки только в середине лета. «Балтимор», потратив $5 млн, смог занять лишь 1% рынка.

В 2005 году Антипов занялся новым проектом — строительством маслоэкстракционного завода в Краснодарском крае. Он мог бы стать лидером и на рынке майонеза, но сроки затянулись, вместо $12 млн в строительство было вложено $25 млн. Рассчитаться с долгами Антипов хотел за счет IPO, намеченного на 2008 год. Кризис поставил на этих планах крест. Стройку заморозили.

Осенью 2008 года наступил срок расплаты с банками «Юникредит» и ВТБ, в мае выдавшими Антипову кредит, чтобы он избежал дефолта по облигациям. В залоге у банков находились 100% акций «Балтимор-Нева», основного предприятия Антипова. Он отчаянно искал деньги, даже требовал от администрации питерской гимназии, где учились две его дочери, вернуть 3 млн рублей оплаты за год. «Для меня слишком дорого», — заявил предприниматель. По личной просьбе знакомых Антипова — владельца сети «Лента» Олега Жеребцова и основателей сети «Копейка» Сергея Ломакина и Александра Самонова — «Юникредит» согласился подождать. ВТБ подал в суд. Иски к «Балтимору» предъявили и две сотни поставщиков, с которыми компания не расплатилась.

 

В начале 2009 года Антипов продал корпорации «Юнилевер» бизнес по производству соусов, на который приходилось 75% выручки «Балтимора». Кредитная нагрузка компании на тот момент достигла 2,7 млрд рублей, так что сделка с «Юнилевером» не сильно обогатила Антипова. Концерн перечислил 381 млн рублей ВТБ и «Юникредиту», а права требования по прочим долгам предприятия на общую сумму 670 млн рублей перешли к трем офшорам — Larkohill Ltd, Sandtree Ltd и Walcester Ltd, контролируемым Антиповым, Гудковой и Геткой. Это дало им возможность провести в конкурсные управляющие «Балтимор-Нева» своего человека. Московский завод холдинга инициировал собственное банкротство. Не слишком веселый конец для лидера рынка.

От холдинга «Балтимор» у прежних акционеров осталось два завода: «Балтимор-Краснодар» и «Балтимор-Амур». «Они приносили только убытки, и, что с ними делать, было совсем непонятно», — вспоминает Антипов. По инициативе Гудковой заводы загрузили производством овощных консервов и соков. На переоборудование ушло 290 млн рублей. Результаты не впечатляют: по данным «Бизнес Аналитики», консервированные овощи «Балтимор» занимают всего 2,3% рынка, а доля в соках упала до 0,11%.

Помимо теплиц с розами Антипов еще до кризиса 2008 года начал строить свиноводческий комплекс «Делимит» в Краснодарском крае на 60 000 голов (и опять 75% инвестиций — кредиты Россельхозбанка), который должен был поставлять охлажденное мясо в торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга. Но, достроив ферму уже после кризиса, Антипов обнаружил, что рентабельность, как и в случае с розами, будет гораздо меньше запланированной — в России за эти годы появилось несколько десятков производителей свинины, конкуренция обострилась. В итоге он переориентировал «Делимит» с производства мяса на разведение свиней породы ландрас для других ферм: в ноябре 2011 года закупил в Великобритании 3000 свиноматок, которые уже дали потомство. Вот только уже построенные бойня и холодильник для хранения мяса в проекте теперь лишние.

Кажется, Антипов нашел виноватых в неудачах. В прошлом году он подал иск к Миладе Гудковой и Мареку Гетке (у него 14,99%), чтобы вывести их из состава учредителей ООО «Делимит» и ООО «Солнечная культура», которое объединяет все прочие активы «балтиморовцев». Антипов объясняет конфликт так: «Неинтересно теперь вместе работать — когда сделка завершилась, все мы очень расстроились». Миноритарии уверены, что цель исков — выдавить их из бизнеса. «Он никогда не бывает ответственен за неудачи и ошибки, только за успех», — говорит Гудкова, которая теперь занимается собственным бизнесом — выращивает томаты в Астраханской области.

Антипов же не теряет надежды еще сказать свое слово в бизнесе — в 2011 году истек мораторий на производство кетчупов, наложенный «Юнилевером». Предприниматель тут же начал делать соусы, в которых разбирается лучше, чем в чем-либо еще (марки «Русский край», «Краснодарье» и «Красная Поляна»). Они на 20–25% дешевле «Балтимора», сырье свое. Но главное преимущество — репутация. «Кто такой Антипов, на этом рынке еще помнят», — говорит предприниматель. И тут же оговаривается, что теперь уже не он диктует условия рынку, а сам должен подстраиваться. «50% рынка мне уже никогда не занять. Хорошо, если будет хотя бы 10%». Пока ни в одной крупной сети его новые кетчупы не продаются.

 

На выходе

Как сложилась жизнь у предпринимателей, с нуля строивших бизнес еще в 1990-е и продавших свои компании?

— Иван Голунов

Дмитрий Филатов и Марк Будыко

Компания «Петросоюз»

 

Покупатель HEINZ

Цена $80 млн*

Год 2007

Часть денег от сделки бывшие конкуренты Антипова (кетчуп «Пикадор») вложили в строительство складского комплекса в пригороде Санкт-Петербурга. Теперь они наемные менеджеры в структурах, связанных с братьями Ковальчуками. Филатов (на фото) — глава «Интер РАО ЕЭС финанс», Будыко — советник гендиректора «Объединенной энергосбытовой компании».

 

Андрей Озолинь

Компания «Магазин горящих путевок»

Покупатель «Туральянс»

Цена $5,5 млн

 

Год 2008

В 2006 году Озолинь отказался продать компанию «Интуристу», который предлагал около $20 млн, но кризис сделал его более сговорчивым. Переехал с семьей в Италию и теперь вместе с сыном развивает несколько интернет-проектов, в числе которых агрегатор предложений инернет-магазинов «Подарки.Ру» и энциклопедия туриста Tonkosti.ru.

Дмитрий Докин

Компания «Инмарко»

 

Покупатель «Юнилевер»

Цена $70 млн*

Год 2008

Докин продал бизнес еще до кризиса, сохранив при этом пост председателя совета директоров. Инвестировал в создание цветочного гипермаркета в Сибири и сети платежных терминалов в Белоруссии. Теперь руководит направлением «Мороженое» в компании Андрея Бесхмельницкого, после продажи «Юнимилка» Danone затеявшего молочный бизнес в Прибалтике. Команда менеджеров «Инмарко» работает с ним.

 

*оценка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+