Рассмотрение в Высоком суде Лондона иска предпринимателя Михаила Черного к основному акционеру UC Rusal Олегу Дерипаске (№14 в списке богатейших бизнесменов России, состояние $8,8 млрд), поданного в 2006 году, обещает быть долгим. Дольше даже, чем лондонский спор Бориса Березовского и Романа Абрамовича, который тянется с октября прошлого года. Почему?
Черному на первом этапе придется доказать, что до начала развода в 2001 году он был не криминальной «крышей» Дерипаски, как тот утверждает, а полноправным партнером. А на втором этапе — в случае победы на первом — ему придется внятно объяснить судье, сколько стоит империя Дерипаски и сколько должен ему за его долю бывший партнер. Если предположить, что суд примет по обоим вопросам решение в пользу Черного, Дерипаска может потерять не менее $4 млрд — около половины своего состояния. Это близко к цене всей его доли в UC Rusal.
Основа требований Черного — подписанные им и Дерипаской в 2001 году два документа — Соглашение №1 и Дополнение №1, которые, по мнению Черного, свидетельствуют об их партнерстве в создании «Сибирского алюминия» (позже — «Русала» и UC Rusal), а также о добровольном разводе, условий которого Дерипаска не выполнил.
Черной утверждает, что Соглашение и Дополнение означали согласие Дерипаски выкупить у него долю в компании. Поскольку денег у Дерипаски на весь пакет не хватало, он согласился заплатить сначала $250 млн, а затем, в 2005–2007 годах, продать «третьим лицам» принадлежащие Черному 20% «Русала» (ранее 40% «Сибала») и отдать вырученную сумму за вычетом аванса. Дерипаска возражает, что Черной не был партнером в «Сибале», не говоря уж о «Русале», созданном при объединении с алюминиевыми активами Романа Абрамовича. А эти $250 млн были отступными за освобождение от криминальной «крыши».
В 2001 году прошло равноправное слияние «Сибала» и алюминиевых активов Абрамовича. Появился «Русал», и в 2003 и 2004 годах Дерипаска выкупил акции Абрамовича двумя долями по 25%, получив контроль над всем «Русалом». В 2007 году из «Русала», «СУАЛа» и алюминиевых активов Glencore была создана UC Rusal, в которой у Дерипаски было 66% (по логике Черного, ему принадлежало 13,2% компании).
Однако Черной претендует не на сегодняшнюю рыночную стоимость «своей» доли. В Дополнении оговаривается, что в течение трех лет, но не позже чем через пять лет после выполнения Соглашения Дерипаска должен начать продажу акций «Русала» и уплатить Черному сумму, равную Z х 20 — $250 млн, где Z — стоимость 1% «Русала». Если продажи начнутся в течение первых трех лет и будет совершено несколько сделок, то Z вычисляется как среднее по всем сделкам.
Проблема в том, что Дерипаска не продавал «Русал», а скупал. И вообще за отведенное, как настаивает Черной, время Дерипаска из «пакета Черного» не продал ничего. Поэтому в своих пересмотренных несколько раз показаниях Черной требует либо передать в траст этот пакет (по английскому праву), либо в попечение (по лихтенштейнскому) «причитающуюся ему» долю компании, которая будет принудительно продана в его пользу. Кроме того, Черной претендует на полученные за эти годы Дерипаской дивиденды. Если на дивиденды или с использованием «его» акций приобретались активы, Черной считает справедливым включить их в расчет и взыскать с Дерипаски недополученную за прошедшие годы прибыль, объем которой должен быть определен на второй стадии суда.
Единственной сделкой с акциями UC Rusal, не считая IPO, был обмен 14% алюминиевой компании (с доплатой) на 25% «Норникеля» Михаила Прохорова. Для этой сделки UC Rusal был оценен примерно в $50 млрд. То есть 1% компании стоил $0,5 млрд.
Так как сделок больше не было, то учтем нынешнюю стоимость акций UC Rusal. Сейчас компания торгуется на Гонконгской бирже по 4,24 гонконгского доллара ($0,55) за акцию. Общая стоимость компании по ее текущим котировкам на бирже составляет $8,4 млрд, или $0,084 млрд за 1%. Таким образом, средняя цена 1% компании (если взять среднюю величину между ценой сделки с Прохоровым и ценой на бирже) составляет $0,29 млрд. Через En+ доля Дерипаски в UC Rusal равна 45,28%, и если пятая ее часть — 9,06% — будет присуждена Черному, то в соответствии с формулой он мог бы рассчитывать на $2,63 млрд за вычетом $250 млн.
За годы владения «Русалом» Дерипаска получил около $10 млрд дивидендов, на пропорциональную часть которых — около $2 млрд — Черной также претендует. Итого общий счет, который Черной может выставить Дерипаске в случае победы, — $4,38 млрд.
Кроме того, Дерипаска делал за эти годы многочисленные покупки вроде Strabag, Hochtief, Magna и «Русские машины». Для этого он использовал, как заявляли в его компаниях, заемные средства. В кризис Дерипаска потерял часть этих активов, но Черной требует учесть и их для расчета компенсации.
Насколько вероятна победа Черного? Пока по результатам выступления адвоката истца судья Эндрю Смит настолько запутался, что отправил представителя Черного уточнять его требования. Примерно так же развивались события в прошлом году, когда Черной судился в Высоком суде со своими бывшими адвокатами и агентом по недвижимости, обвинив того в нечестности при покупке и продаже лондонских домов для его семьи. Дело было улажено во внесудебном порядке, однако в своем решении судья отметил, что «показания г-на Черного, несомненно, требуется принимать с большой осторожностью».
Далекие цели
Основные активы Олега Дерипаски.
12% алюминия в мире производится компание «Русал»
Стоимость доли Дерипаски, 45,28%, — $3,8 млрд (оценка по котировкам на Гонконгской фондовой бирже). Крупнейшая алюминиевая компания в мире.
9% электроэнергии России производит «ЕвроСибЭнерго»
Управляет Красноярской ГЭС (доля Дерипаски — 66,85%, стоимость доли — 27,4 млрд рублей на ММВБ-РТС), «Иркутскэнерго» (доля Дерипаски — 38,2%, стоимость доли — 30,8 млрд рублей на ММВБ-РТС) и более мелкими энергетическими активами.
11,5 млрд.руб стоимость доли Дерипаски в компании «Русские машины»
Включает «Группу ГАЗ» (легковые и грузовые машины, автобусы, доля компании Дерипаски «Базэл» — 73%, стоимость доли — 11,5 млрд рублей на ММВБ-РТС), «Военно-промышленную компанию» (военная техника) и «Авиакор» (ремонт и обслуживание гражданской авиатехники).
$705 млн. стоимость доли Дерипаски в компании «Ингосстрах»
Один из лидеров отечественного страхового рынка. Доля компании Дерипаски «Базэл» составляет около 60%, еще 40% принадлежит чешской группе PPF (стоимость доли в RTS Board на декабрь 2011 года).