Кто сказал, что политика и доходы несовместимы? Можно ли делать деньги на протестных настроениях? Надеясь опровергнуть стереотипы, Forbes решил изучить финансы знаменитостей, выступавших на Болотной площади, участвовавших в прогулках с писателями и других акциях протеста.
Проекты, которые мы выбрали, — «Ксения Собчак» и «Гражданин поэт» (Дмитрий Быков и Михаил Ефремов, продюсер Андрей Васильев) — практически антиподы. Один, вернее одна, — известный персонаж светской хроники, другой, точнее другие, олицетворяют антигламур. Собчак добилась максимального коммерческого успеха в амплуа «честной стервы», активно взаимодействуя с бизнесом (ее доход от корпоративов и рекламы, по оценке Forbes, более $1 млн). «Граждане поэты» начали зарабатывать как раз тогда, когда «отстегнулись» от бизнеса. При всех различиях у этих проектов есть одна важная общая черта: исполнители тонко чувствуют общественные настроения и пытаются за ними следовать.
Результат? В общем, как и следовало ожидать, ролики Собчак для кредиток Тинькова оплачиваются хуже, чем шоу на Первом канале. И выступления «Гражданина поэта» собирают меньше, чем «чес» по стране Георгия Лепса. Но есть и хорошие новости: в частности, это почти $3 млн выручки проекта «Гражданин поэт». И знаете, тот, кто скривится, мол, $3 млн не такие большие деньги, пусть представит, как проходит мимо чемодана, в котором они лежат на дороге.
Коммерческий успех «звезд протеста» и других подобных проектов (например, того же «Намедни» Леонида Парфенова, который впервые вошел в наш рейтинг, стр. 78) доказывает, что общественную активность можно и нужно капитализировать, хотя это и не всегда легко. Если проект цепляет, будоражит или раздражает, то на нем можно заработать. Это значит, что проект здоров и будет жить. Если же не получится, стоит задуматься: то ли недостаточно хорош сам проект, то ли неправильно организован сбор денег.
Еще одна яркая история о творческих амбициях к рейтингу звезд не относится. Это история бизнес-школы Сколково, описанная на стр. 122. Она очень напоминает кейсы, которые разбирают в бизнес-школах. Несколько крупных успешных предпринимателей, членов списка Forbes, обладая почти неограниченным ресурсом, так и не построили русский INSEAD или Harvard, которым можно было бы гордиться. Возможно, потому что в этом проекте самовыражение имело куда большее значение, чем объективный результат — количество выпускников, рост их благосостояния и карьеры, бизнес-показатели самой школы. Впрочем, эту ошибку еще не поздно исправить.