Как надо вести бизнес в России
Цель и содержание любого бизнеса определяется одним словом — деньги? Я не согласен.
Современный российский бизнес построен людьми, рожденными в 1950-е, 1960-е и ранние 1970-е. Жизненный опыт и доминирующие ценности этих поколений разные, но все они родились и сформировались при социализме, а первый опыт ведения бизнеса получали в 1990-х. Часто не столько создавая новое, сколько перераспределяя советские заводы и фабрики. В нулевые акцент сместился на защиту бизнеса от все более ненасытных товарищей в погонах и преодоление изощренных преград, создаваемых чиновниками. Это турбулентное двадцатилетие не могло не создать очень специфическую культуру ведения бизнеса: с коротким горизонтом мышления, демонстративно-циничным поведением, примитивизацией многих понятий.
Наше поколение другое. Интернет ли это, опыт работы в западных компаниях, учеба за рубежом или просто мы выросли в другое время, не знаю. Но для меня очевидно глубокое несоответствие системы ценностей, уровня мышления и доминирующих подходов российского бизнеса потребностям современного общества.
Исторически новые модели ведения бизнеса определяли крупные высокотехнологичные компании своего времени — Ford Motors в 1920-х, Hewlett-Packard в 1960-х, Toyota в 1970-х, Google в 2000-х. В сегодняшней России лидеры, которые со временем изменят лицо российского бизнеса, практически не могут возникнуть. Подавляющая часть компаний либо не имеет собственной технологической составляющей, либо тесно вплетена в олигархический госкапитализм, либо — филиал глобальной корпорации с головным офисом вне России. Каждый из этих вариантов исключает возможность значимых инноваций самой модели ведения бизнеса.
В структуре российской экономики практически единственный «остров свободы» — крупные интернет-компании. Низкие барьеры на вход и отсутствие государства создают живую, конкурентную среду. Креативный характер работы и большой потенциал роста привлекают в отрасль наиболее талантливых сотрудников. Технологическая основа бизнеса и стремительная эволюция интернета в мире заставляют заниматься инновациями. Международные инвестиции обеспечивают профессионализм акционеров и длинный горизонт планирования. Именно здесь возможно возникновение ответов на вопросы зачем и как надо вести бизнес в России XXI века.
Как мы ищем ответы на эти вопросы в Wikimart? В области общепринятых инструментов современного менеджмента перенимаем и адаптируем международную практику. Адаптировать приходится много, так как культура и система образования в России очень специфичные.
У нашего человека просто в голове не помещается, как документ его авторства и с названием «техническое задание» может содержать меньше 10 страниц, не иметь параграфов «Цель данного документа» и «Основные выводы», не использовать слов «является, вышеназванный, системообразующий», не содержать сложной иерархии перекрестных ссылок и т. д. В нашей культуре будущим управлять невозможно, а слово «планирование» четко ассоциируется с чем-то, что делается не для реального управления, а просто потому, что так положено. В итоге планы и планирование — это не живой, практичный, ежедневный процесс управления, а толстый наукообразный документ, который создается один раз и который никто не читает впоследствии.
Другая особенность — нежелание и неумение использовать чужой опыт. Как только появляется возможность «изобрести велосипед», мы всегда ею пользуемся. В результате — расцвет творчества, изобретательности, блестящего интеллектуального поиска, но только не быстрое решение практических задач с опорой на готовые решения.
Мы пока не нашли другого способа воспитания правильной культуры проектной работы, кроме встраивания в команду международных специалистов и экспертов. Проектный офис в Wikimart выстраивал инженер, который хотя и родился в Белоруссии, но 20 лет проработал в Кремниевой долине. А бизнес-процессы мы строим, опираясь на экспертизу бывшего операционного директора Amazon.
С базовыми инструментами управления все понятно — перенимай и адаптируй. Интереснее с ценностями и корпоративной культурой. Я много общался с сотрудниками Amazon, Facebook, LinkedIn, eBay. Эти компании — безусловные лидеры в своих отраслях. Но вот офисы их продуктивные, энергичные и… совершенно «антирусские» по духу. Антирусские, конечно же, не в смысле, что там не любят русских — их там много и обычно они на хорошем счету. Антирусские — потому что дружелюбие, душевность, взаимовыручка и вообще «человечность» в широком смысле этого слова абсолютно уступают формально-механистичному подходу. Амбиций, денег, достижений в этих офисах много, но там совершенно не чувствуется атмосферы счастья, радости сотрудничества и самореализации. Редкое исключение, которое, увы, только поддерживает правило, — офисы Zappos.
Я уверен, что уникальная культура — это единственное, что позволяет строить конкурентоспособную российскую компанию, несмотря на все недостатки и пережитки нашего общества. В определенных условиях наши люди способны демонстрировать чудеса трудолюбия, настойчивости, изобретательности и в конечном счете результативности. Эти условия — цель, люди и мобилизация.
Во-первых, цель. В отличие от европейцев и американцев наши люди не могут быть счастливы, просто выполняя рутинную работу и получая за это хорошие деньги. Какая-то особенность характера требует, чтобы за этой рутиной всегда была по-настоящему высокая цель. В Wikimart мы считаем, что строим не просто новую компанию, а новую отрасль в стране — современный ритейл. Дать возможность каждому жителю страны, независимо от того, где он живет, удобно и недорого покупать любые товары — это большая и сложная задача.
Во-вторых, люди. В довольно сонном российском обществе удивительным образом выживают какие-то фантастические самородки. Это «островки ответственности», которые интуитивно чувствуют, какой ценой построено все то хорошее, что есть в стране. Может быть, и не имея формальных доказательств, они понимают, что школы и церкви в деревнях, полеты в космос и победы в войнах, освоение Сибири и целины никогда не случались сами собой, за ленивым попиванием чая, щелканьем семечек и досужими разговорами. За любыми стоящими российскими достижениями всегда стояла сверхинтенсивная работа конкретных людей, которые воспринимали эти задачи как главные в своей жизни. Тщательно находя таких людей, собирая их в одном месте, можно создать совершенно иное качество рабочего коллектива.
Наконец, третье. В силу ли особенностей климата, рискованности земледелия, частых войн или каких-то других причин, но история приучила нас к тому, что мы не умеем работать с равномерно-оптимальной нагрузкой. Устойчивыми в России бывают только два состояния: либо предельная мобилизация и выкладывание по полной, либо лень, безответственность и низкая производительность. Может быть, через несколько поколений это изменится и мы сможем, как шведы и немцы, изо дня в день эффективно работать по 8 часов? Не знаю. Но сегодняшняя практика требует, чтобы компания умела мобилизовывать все имеющиеся ресурсы до предела и при этом своевременно позволяла людям «отключиться», чтобы не перегореть.
Я начал с того, что для многих сегодняшних сорока- и пятидесятилетних предпринимателей деньги — единственная цель и содержание бизнеса. Но пришло новое поколение. И нам предстоит найти свои собственные ответы на вопрос, какой бизнес считать успешным.
Цыфры
44,3% — проникновение интернета в России.
25 000 интернет-магазинов в России.
30% — рост онлайн-торговли в России в 2011 году. офлайн-ритейл вырос на 7%, ВВП — всего на 4%.
38,3% населения России — В ВОЗРАСТЕ до 30 лет. В Европе — всего 27%.
Источник: Enter