Пять идей бизнеса в интернете.
Пузыря в интернете нет, и грядущий глобальный кризис на нем практически не скажется, уверяет в своем отчете Мэри Микер, партнер фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers, самый авторитетный аналитик IT-индустрии. А вот чем именно стоит заняться в интернете?
Поток данных
«Все, что касается роста объемов информации из различных источников и работы с этой информацией, — место для новых стартапов», — считает Александр Галицкий, основатель инвестфонда Almaz Capital. Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», считает, что новые сервисы должны содержать элементы прогнозирования — рассчитывать, например, время поездки из пункта А в пункт Б с учетом опыта предыдущих дней, погоды и срока начала посадочных работ на дачах. В качестве примера он приводит израильскую платформу для бронирования услуг Gbooking — помимо сравнения цен сервис предлагает скидки на «вероятно непопулярные» часы на основе данных о продажах.
Платежи
«Я думаю, что через пять лет у всей платежеспособной части населения Земли будет мощный смартфон», — говорит Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки компании Parallels. В связи с этим прогнозируется бурный рост мобильных приложений. Игры и завязанные на геолокацию сервисы развиваются вовсю. На очереди — платежные решения. Такие, например, как прибор Square, который вставляется в аудиопорт iPhone, превращая телефон в платежный терминал для кредитных карт. В американских AppStore продавец уже принимает платеж на свой iPhone, а чек сразу приходит клиенту на e-mail.
Здоровье
«Медицинских сервисов в России практически нет. Я, как инвестор, очень жду, когда что-нибудь появится», — говорит Николай Давыдов, инвестиционный менеджер фонда iTechCapital. Западные инвесторы вкладывают в медицину рекордные суммы. Самый яркий пример — нью-йоркская компания ZocDoc, в которую инвесторы вложили уже более $90 млн. Среди них — основатель Amazon Джефф Безос, Goldman Sachs и Алишер Усманов. Юрий Мильнер недавно в очередной раз вложил деньги в американский стартап Drchrono. Это приложение для iPad, позволяющее врачам вести электронные истории болезней, назначать встречи с пациентами, выписывать рецепты и отправлять их в аптеки (Мильнер участвовал уже в двух раундах).
Персональный подход
Потенциал электронной торговли не исчерпан. Микер в своем обзоре обращает внимание на магазины, где клиент не просто покупает товар, а участвует в его создании. Такие как знаменитый Zazzle.com, где можно купить прикольную футболку, созданную кем-то из пользователей, а можно придумать дизайн самому. В ассортименте тысячи товаров, от брелоков до чайников и чехлов для iPad.
Сюрприз
«Людям интересно совершать открытия», — говорит Максим Красных, директор по инвестициям фонда Intel. Как использовать этот тренд в бизнесе? Pandora, музыкальный сервис в США с капитализацией около $1,7 млрд, дает возможность находить исполнителей, работающих в стиле вашей любимой группы. Клиенты интернет-сервиса Birchbox, куда инвестировал фонд Accel Partners, за $10 абонентской платы раз в месяц получают новые наборы ароматов и косметики на пробу. «Такая бизнес-модель подходит не для всех товаров и услуг, но там, где она работает, внимание инвесторов вам гарантировано», — говорит Красных. Почему? Мечта любого интернет-ритейлера — проинвестировав в привлечение пользователя один раз, получить клиента, который будет совершать покупки снова и снова. Подписка дает такую возможность.