К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первая жертва

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Кто пострадает после IPO Facebook.

Перед публичным размещением акций Facebook инвесторы подсчитывают будущие прибыли и следят за обновляющимися рекордами. Фонд DST Юрия Мильнера и Алишера Усманова зафиксирует возврат на инвестиции более 1000%, основатели компании станут официальными миллиардерами. Вряд ли проиграют и инвесторы, подписавшиеся на акции Facebook перед IPO, ведь всем желающим их не хватит, и бумаги социальной сети могут подскочить на десятки процентов уже в первый день торгов. Вероятно, повезет и многочисленным компаниям потребительского интернета — их в случае успешного старта потянет за собой Facebook, самая успешная компания 2000-х. Наконец, хорошие перспективы открываются для роста игровых компаний, работающих с Facebook, в первую очередь Zynga, на которую приходится 12% выручки социальной сети. Но будут и проигравшие.

С уверенностью можно сказать, что IPO Facebook будет крупнейшим в истории как по объему привлеченных средств, так и по капитализации компании по итогам размещения. Соответственно после IPO исчезнет самая дорогая частная компания, по сравнению с которой меркнет даже Glencore. А значит, проблемы начнутся у площадок, которые зарабатывают на торговле акциями частных предприятий.

Рынок торговли акциями частных компаний возник меньше 10 лет назад, но темпы роста все это время исчислялись двузначными цифрами. Почему? Во многом потому, что законы, принятые в США после краха доткомов и скандала в Enron и Worldcom, существенно осложнили жизнь публичным компаниям. Успешные стартапы, особенно в интернете, не спешили проводить размещения. Основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина на биржу выгнало «правило 500»: при достижении 500 акционеров даже частная компания должна отчитываться как публичная. Это же ограничение, кстати, подтолкнуло к размещению и Марка Цукерберга.

 

Вторичный рынок акций частных компаний растет впечатляющими темпами. Суммарный оборот лидера — биржи Secondmarket — вырос в пять раз только в 2010 году (с $2,2 до $10,3 млрд; впрочем, они торгуют не только акциями частных компаний, но и другими неликвидными инструментами). В условиях, когда публичные размещения задерживались, платформы для торговли частными акциями позволяли самым нетерпеливым инвесторам и сотрудникам компаний фиксировать прибыль и зарабатывать перед IPO.

В конце 2010 года на Secondmarket доля транзакций, приходившихся на акции Facebook, составляла 39%. Даже венчурные инвесторы, не успевшие вложиться в привлекательные компании на ранних стадиях, использовали вторичные рынки для пополнения портфелей. Фонд Elevation Partners (инвестировавший $300 млн в американский Forbes) потратил в 2010 году $90 млн на скупку акций Facebook на вторичном рынке. Площадки вроде Secondmarket и их конкурентов из Sharespost Inc. сами по себе уже стали успешными технологическими компаниями, и их акции стали торговаться на вторичном рынке.

 

Неудивительно, что, после того как Facebook в преддверии IPO закрыл возможность торговли своими акциями на вторичных ранках, Secondmarket разом уволил 10% персонала. Для остальных игроков, число которых быстро росло в последние годы, удар будет тоже заметным. Тем более что на биржу уже вышли самые успешные интернет-компании— Zynga, LinkedIn и Groupon (их суммарная капитализация превышает $25 млрд), а оставшиеся непубличные лидеры индустрии (Twitter, Foursquare, Square, Spotify) стоят все-таки меньше.

Привлекательные частные компании есть и в других отраслях: разработка альтернативных источников энергии, биотехнология. Но ни их цена, ни раздутый вокруг них ажиотаж не сулят площадкам, торгующим акциями частных компаний, легкой жизни. Размещение Facebook будет для них серьезным ударом, а возможной либерализации законодательства, регулирующего правила жизни публичных компаний, они могут и не пережить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+