Отток капитала из страны не всегда говорит о плохом инвестиционном климате. Почему на самом деле из России утекают деньги?
Зачем инвестировать в Россию, если сами россияне выводят деньги из страны? Этим вопросом задается любой иностранец, следящий за растущим оттоком капитала из России. Но если посмотреть на цифры повнимательнее, результаты окажутся не такими уж страшными.
В прошлом году чистый отток частного капитала составил $84,2 млрд, больше утекло только в кризис 2008 года — $133,7 млрд. Сначала грешили на бывшего московского мэра Лужкова, который выводит деньги из-за конфликта с властями. Потом на кризис в Европе, из-за которого западные банки массово переводили деньги домой, потом на возросшие перед президентскими выборами политические риски.
В этом году ЦБ ожидал, что рост вывода капитала снизится, но пока этого не видно — за январь-февраль, по предварительной оценке, отток капитала составил $22,5 млрд.
Простейшее объяснение: россияне не хотят инвестировать в своей стране, так как инвестиционный климат за последние несколько лет ухудшился. Экономические реформы не проводятся, бюрократия расцвела, стремительно растет коррупция, защитить свои интересы в судах невозможно. Иностранцы делают из этого очевидный вывод: раз местные инвесторы, привыкшие к специфическим местным рискам, бегут из России, то уж западным деньгам здесь и вовсе делать нечего.
Не все так плохо, как кажется. Хотя абсолютные цифры по выводу капитала в 2011 году впечатляют, в отношении к ВВП это всего около 5%, подсчитал главный экономист «Ренессанс Капитала» Иван Чакаров. Для сравнения, в 2008–2009 годах соответствующий показатель достигал 15%, в 1998 году — 10–12%. Получается, что россияне выводили больше, чем обычно, но о паническом бегстве капитала из страны, как в кризисные годы, речи не идет.
Аналитики банка UBS пошли еще дальше. В одном из последних отчетов они сравнили данные по выводу капитала из России со статистикой по другим странам — крупным производителям нефти и газа. В их выборку вошли в том числе Саудовская Аравия, Венесуэла, ОАЭ, Катар, Оман, Кувейт. Так вот, анализ UBS показал, что ни одна из этих стран не видела притока капитала за последние 10 лет (в России приток капитала наблюдался по итогам 2007 года).
UBS объясняет это тем, что в таких экономиках значительная доля доходов концентрируется в руках небольшого количества компаний, это приводит к высокому уровню сбережений в стране. У стран — экспортеров нефти этот показатель — 44% ВВП, у России — более 30% против среднего уровня 26% для других развивающихся стран без учета Китая.
С таким уровнем накоплений неудивительно, что капитал скорее уходит из страны, чем приходит в нее, ведь любой инвестор никогда не кладет все яйца в одну корзину. UBS также отмечает, что валовые капитальные вложения в России за последние восемь кварталов составили 22,5% ВВП. Это чуть ниже среднего в диапазоне от менее 15% ВВП в Нигерии до более 40% ВВП в Китае. Иными словами, россияне инвестируют деньги в свою экономику примерно в той же степени, что и местные инвесторы из других развивающихся стран, а отток капитала скорее связан не с инвестклиматом, а с размером нефтяного благосостояния и его концентрацией.
Означает ли это, что ситуацию с оттоком капитала невозможно улучшить? Конечно, не означает. Приватизация, экономические реформы и борьба с коррупцией не только создадут дополнительные возможности для местных инвесторов и увеличат их уверенность в отдаче, но и привлекут новые иностранные деньги в Россию. Долгие годы растущая добыча нефти в сочетании с растущими ценами на сырье позволяли российским властям об этом не думать. Теперь самое время меняться.