К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дом у воды


Как правильно использовать территорию портов

Москву когда-то называли портом пяти морей. В городе в самом деле есть аж три порта — Северный, Западный и Южный. Реконструкция Западного порта была задумана еще в 1996 году — он должен был стать водными воротами Москва-Сити. Кроме логистического комплекса Москомархитектура планировала построить здесь причалы для водного такси, архитекторы всерьез думали прорыть под Москвой-рекой автомобильный тоннель, чтобы увеличить пропускную способность будущего терминала. Правда, денег на реализацию этих красивых планов у московского правительства не нашлось, а с инвесторами так и не договорились. Бизнесмен Михаил Хубутия разрабатывал проект реконструкции порта и повышения его эффективности и даже собирался вложить более $100 млн, создав для этого СП с мэрией, однако и этот план не был реализован.

В отличие от активно действующих Южного и Северного Западный порт в постсоветское время зачах и используется преимущественно для поставок песка на стройки Сити. Больше 10 га земли вдоль набережной неподалеку от центра столицы никак не используются.

А вот несколько примеров того, как поступают с депрессивными портовыми территориями в американских и европейских городах.

 

Прибрежная зона Детройта (Мичиган, США)

 

Государственные инвестиции в инфраструктуру

Набережные реки Детройт многие десятилетия мозолили глаза сменявшим друг друга мэрам одноименного города. Девять километров реки в самом центре города между островом Бель Айл и мостом Амбассадор были окружены старыми фабриками, заводами, портовыми сооружениями и складами. Здесь, напротив резиденции градоначальников, высились силосы (огромные вертикальные цилиндрические хранилища) крупнейших цементных компаний Holcim, Lafarge и Cemex. Набережные реки нуждались в масштабной перестройке. В 2002 году несколько видных бизнесменов, политиков и филантропов объединили усилия и пообещали привлечь $500 млн на реконструкцию обоих берегов.

Власти города пообещали потратить до $150 млн на снос цементных силосов, штат выделил сопоставимую сумму на улучшение дорог. Корпорация General Motors вложила $25 млн в строительство фитнес-центра и торговых помещений и оборудовала за свой счет участок набережной для пешеходных прогулок. В 2007 году заработала большая карусель, фигуры которой изображают обитателей реки Детройт — осетра, лягушку, утку и т. д. Речной порт реконструировали, но сохранили, он способен принимать круизные корабли, отправляющиеся к Великим озерам, небольшие частные яхты, а в перспективе и водное такси. Но основная достопримечательность переделанной набережной — пятикилометровая прогулочная зона. Здесь расположены кафе, пункты проката велосипедов и др. После того как власти города и благотворители сделали первые инвестиции в инфраструктуру, вокруг стали возникать частные девелоперские проекты.

 

Набережная реки Камберленд в Нашвилле (Теннесси, США)

Активное вовлечение местных жителей в проект

С 1779 года, когда первые белые поселенцы основали форт Нашборо на западном берегу реки Камберленд, эта река служила для города основной транспортной артерией, по которой поступали все грузы и продукты. Так было до 1920-х годов, пока водный путь не дополнила железная дорога. В мае 2010 года Нашвилл пострадал от сильного наводнения, но в октябре того же года мэр города Карл Дин торжественно открыл стройплощадку нового Камберленд-парка на восточном берегу реки. Тогда же стало известно, что только на первую стадию реконструкции прибрежных районов власти города постараются найти $30 млн.

Возможно, у мэра Дина были свои планы, как использовать эти миллионы, но горожане не дали им сбыться. Дело в том, что с 2002 года в обсуждение проекта реконструкции берегов Камберленда было вовлечено более 800 жителей Нашвилла. Команда из приглашенных мэрией специалистов-урбанистов, чиновников и представителей Инженерных войск США (они строили дамбу в окрестностях реки и следят за ее экологией) провела десятки встреч с жителями. 25 человек, назначенных мэром, образовали комитет и на специальной яхте прошли окрестности Камберленда протяженностью 8,5 км, чтобы с воды сфотографировать проблемные участки берега. Проблем оказалось много: огромную территорию занимает паркинг вокруг футбольного стадиона, в укромных местах, незаметные с суши, раскинулись поселения бездомных, много промышленных предприятий. Результаты наблюдений комитет представил на трех встречах с жителями, каждая продолжалась больше двух часов. Горожане голосованием определили, что из строений нужно сохранить, а что — снести или переделать. Так, стадион решили оставить, но на месте паркинга разбить так называемый городской лес, то есть засадить пространство травой и редкими деревьями. Территорию, занимаемую портовыми кранами, предстоит отвести под парк для прогулок. Основные цели: обеспечить гражданам возможность прогулок возле воды и увеличить количество общественных пространств и зеленых зон. Активность горожан не позволит власти отступиться от проекта, первая фаза которого должна быть завершена в этом году.

 

Перестройка портовой территории (Ольборг, Дания)

Датский Ольборг — один из пионеров портового редевелопмента. За масштабное преобразование 200 га промышленных портовых территорий вокруг фьорда Лим власти города взялись еще в 1990 году. Тогда стало очевидно, что промышленным предприятиям, которые в XX веке старались располагать вблизи порта Нёрресуннбю, важнее близость автомобильных дорог. Заводы и фабрики перебирались на восток города, и окрестности Нёрресуннбю, отделенного от центра узким проливом, начали пустеть.

В 1999 году власти Ольборга приняли так называемый Каталог Фьорда, по сути, расширенное задание для архитекторов-урбанистов. На конкурсе победила концепция датской мастерской S. F. Mollers, одной из старейших в Скандинавии. Оказалось, что промышленная окраина имеет ряд серьезных преимуществ. Например, Нёрресуннбю находится на солнечной стороне фьорда. Первым новым объектом стали городские сады. Часть промышленных зданий переделали под торговые, развлекательные, спортивные центры, в другие перебралась городская администрация. Вдоль побережья проложили широкий и хорошо освещенный бульвар, по которому могут перемещаться и автомобили, и пешеходы, и велосипедисты. Широкие пространства между корпусами бывших фабрик превратились в роллердромы и площадки для активного отдыха. Система освещения бывшего порта получила несколько премий. Некоторые портовые сооружения превратились в музеи, и горожане получили возможность прогуливаться вдоль всей линии берега и спускаться к воде. Общая площадь построек составила около 170 000 кв. м. Квартиры в новых жилых домах Нёрресуннбю пользуются спросом, потому что жить в бывшем порту стало интересно.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+