Первая строчка в рейтинге — это всегда символ. Скажем, мировое лидерство Apple по капитализации иллюстрирует веру людей в дизайн и технологии (и немного — победу PR-технологий над разумом). Взлет цен на золото символизирует попытку людей найти опору в нестабильное кризисное время в так называемых вечных ценностях. Не менее призрачных, чем все остальные. Стоимость активов — штука субъективная и условная, ведь людьми, которые выставляют котировки, эмоции движут в той же степени, что и обывателями.
Символом является и человек, находящийся на вершине рейтинга Forbes. Например, Роман Абрамович, дольше других удерживавший первое место в российском списке, был олицетворением подковерной борьбы, интриги, победы тайны над публичностью. Михаил Ходорковский, наоборот, символизировал прозрачность (хотя, возможно, образ не всегда соответствовал реальности). Олег Дерипаска на пьедестале показывал масштаб амбиций (помните, весной 2008 года Россия как раз поднималась с колен?). Михаил Прохоров, перед кризисом «выскочивший» из активов в кэш, — удачу, а сменивший его через год Владимир Лисин, наоборот, — консерватизм.
На этот раз №1 — Алишер Усманов, человек, о котором известно не так уж много. Скажем аккуратно: он человек сложной судьбы. В 1970-е он представитель советской золотой молодежи, в 1980-е — заключенный, в начале 1990-х — предприниматель, знакомый с криминальным миром и людьми из власти. Затем — финконсультант, металлургический магнат, инвестор в новые технологии, совладелец Facebook… Он и искусный стратег, и провидец, и опасный для потенциальных соперников «решатель проблем», и специалист по деликатным ситуациям... Кто, если не знаток человеческих душ, может изречь: «Просто человеку нужно дать так, чтобы ему было удобно брать»! (см. статью на стр. 114).
О каждом из крупных бизнесменов можно сказать, что он умеет выстраивать отношения с людьми. Однако наш многоликий герой выделяется даже среди «коллег по цеху». Усманов сплел вокруг себя целую социальную сеть, состоящую из бывших и нынешних «сильных мира сего». В эту сеть попадают политики и чиновники, бизнесмены и звезды — от Мильнера до Миллера, от Вяхирева до Цукерберга… Вся сеть настроена так, чтобы работать на своего создателя, даже если сам он остается в тени (обратите внимание, как ловко в истории с Facebook Усманов оказался в тени младшего партнера Мильнера).
Связи работают в России куда эффективнее, чем писаные законы и правила. Но это, к счастью, не единственное, чем нужно обладать, чтобы стать номером один в списке Forbes. Например, первый вице-премьер Игорь Шувалов по размеру состояния в список 200 богатейших людей России не попал, хотя отношений с людьми из нашего списка у него предостаточно. Символично? Впрочем, для этой истории (см. стр. 320), в которой отразилось отношение российской власти к проблеме конфликта интересов, состояние семьи Шуваловых имеет, на мой взгляд, второстепенное значение.