Через несколько дней после того, как этот номер поступит в продажу, Владимир Путин с большой долей вероятности уже выиграет выборы. Чем новый этап будет отличаться от предыдущих восьми путинских лет?
Самое явное отличие от 2004 года в том, что в 2012-м значительная, хотя и меньшая часть общества останется не удовлетворена итогами выборов — вне зависимости от объявленных результатов. Эта часть общества формирует сильнейший запрос на перемены. Кто-то думает, что это проблема только самих недовольных, но они ошибаются. Среди тех, кого условно можно объединить понятием «элита» — чиновников, крупных бизнесменов, общественных деятелей, — есть понимание, что власти пора меняться, и оно часто совпадает с представлениями рассерженных горожан. Даже многие чиновники признают, что люди устали от одних и тех же лиц во власти и не воспринимают никаких сигналов, даже позитивных. «Вы надоели, уходите, не ждите, пока вас вынесут отсюда» — так, по словам моих коллег, пересказывал один из обитателей Белого дома спор… со своей женой!
Меняться, но как? Провести декларационную кампанию для борьбы с коррупцией? Сделать пользователей интернета субъектами законодательной инициативы? Создать «Гайд-парк» в Люблино?
Есть другое предложение: один из сильнейших раздражителей — это тема так называемых друзей Путина, использующих свои связи для доминирования в бизнесе. Чтобы не быть голословным, Forbes решил исследовать, в какой степени хорошие знакомые премьер-министра реализуют свой потенциал благодаря государству. Каковы истинные «масштабы бедствия» и кто главные выгодополучатели?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили прямые госзаказы, закупки и инвестпрограммы госкорпораций и естественных монополий за последние четыре года на общую сумму более 5 тлрн рублей (см. стр. 102). Результат: более половины исследованных контрактов, 2,7 трлн рублей, досталось всего 10 предпринимателям. Сравним: оборот 200 непубличных компаний, входящих в рейтинг Forbes, только в два с половиной раза больше того, что за четыре года получила десятка «королей госзаказа». А общая выручка тридцатки лидеров Рунета (новый рейтинг Forbes — на стр. 82) на этом фоне смотрится просто смехотворно — 105 млрд рублей. Среди выгодоприобретателей много знакомых фамилий: братья Аркадий и Борис Ротенберги (с большим отрывом на первом месте), Олег Дерипаска, Геннадий Тимченко, Зияудин Магомедов… Так и хочется продолжить, цитируя давнее высказывание Владимира Путина времен первого «дела ЮКОСа»: «люди, давно работающие в энергетической сфере».
Человек из близкого окружения нынешнего премьер-министра недавно посоветовал мне не недооценивать способность Путина отвечать вызовам времени. Если так, направление для изменений очерчено: через шесть (а лучше бы пораньше) лет компаний, претендующих на крупные куски госзаказа, должно стать на порядок-два больше, а имена победителей не должны иметь ничего общего с членами кооператива «Озеро». Что-то подсказывает, что Путина на этом пути ожидает нешуточная борьба. Впрочем, кому-то из королей госзаказа не привыкать быть спарринг-партнером премьер-