Надия Черкасова, предправления банка «Траст», о том, чем обернулся переход из западного банка в российский.
Окончив экономфак Нижегородского университета, я начала работать в филиале Инкомбанка кредитным инспектором. В то время, в середине 1990-х, банк входил в тройку крупнейших российских частных банков. Скоро меня, как молодого специалиста, командировали на двухнедельную учебу в Санкт-Петербург, где ЕБРР проводил обучающие семинары по кредитованию малого и среднего бизнеса (МСБ). Я вернулась домой с лучшим результатом тестирования по программе ЕБРР. Однако кризис 1998 года погубил не только планы по развитию МСБ, но и сам Инкомбанк.
В ЕБРР тогда приняли решение не работать через банки-агенты в России, а сделать собственный банк Кредитования малого бизнеса (КМБ). Меня пригласили возглавить его представительство в Нижнем Новгороде. Старшие коллеги из Инкомбанка уверяли, что без административного ресурса развивать представительство нового банка будет сложно, что благоразумнее пойти вместе с ними в нижегородский филиал крупного российского банка, удачно пережившего кризис. Но я выбрала новый проект КМБ, который открыл передо мной возможности другого порядка.
Банк с нуля
Всего за год мы вместе с американцем Майклом Алкорном сделали практически невозможное: создали представительство, затем преобразовали его в филиал принадлежащего ЕБРР КМБ-банка (он стал первым региональным офисом КМБ-банка в России) и научили нижегородских предпринимателей пользоваться банковскими кредитами. Построить большой и качественный кредитный портфель уже через год после кризиса 1998 года было непросто, но мы справились.
«Жизнь — это меню, — говорил мне Майкл. — Сегодня мы хотим салат, а завтра — суп. И не надо себя ограничивать только салатом из помидоров». После работы в Нижнем Новгороде Майкл предложил мне развивать стартапы на Филиппинах, где планировалось открыть представительство ЕБРР. Я отказалась, и почти сразу же поступило предложение из головного офиса КМБ поработать в Болгарии. А уже через месяц в моем меню появилась Москва, и я выбрала это блюдо. Но я не предполагала, что, переехав из Нижнего с должности руководителя регионального филиала в Москву на позицию директора по развитию региональной сети всего банка, я сразу стану чужой для столичных коллег и уже «не своей» для коллег в регионах. Это был хороший управленческий опыт.
После продажи КМБ-банка итальянской группе Intesa в 2005 году хедхантеры стали предлагать мне вакансии в российских банках. В то время темпы развития малого и среднего бизнеса, как и розничного кредитования, были очень высокими. После нескольких встреч с российскими банкирами стало ясно, что мне сложно будет привыкать к российским методам управления бизнесом после восьми лет работы в иностранном банке.
Позже я все-таки приняла предложение от акционеров российского банка «Траст» и пришла в банк развивать с нуля работу с малым и средним бизнесом. Почему именно «Траст»? Во-первых, на примере акционеров я поняла, что и соотечественники могут быть вполне западными людьми в части образования, мироощущения и методов ведения бизнеса. Во-вторых, меня привлек масштаб задачи. Если КМБ-банк присутствовал в 2005 году в 25 российских регионах, то у «Траста» уже было 170 филиалов. В-третьих, перед командой стояла крайне амбициозная задача — войти в десятку лидеров рынка всего за год.
Российская кухня
Мысль о том, что переход в российскую структуру ошибочен, посетила меня в первый же рабочий день. Трудности возникали на ровном месте. Например, оказалось, что для получения компьютера надо пройти через бумажную волокиту, подписать у руководства несколько разрешений, а потом через месяц-полтора получить сам компьютер. Я не могла представить, как буду просить компьютер у руководителя, у которого через три месяца мне предстоит защищать свой первый бизнес-план с объемом финансирования полмиллиарда долларов. Поэтому, увидев из окна своего нового кабинета магазин «М-Видео», мы с коллегами купили три ноутбука за свой счет. Когда же пришла очередь поставить моим сотрудникам стол для переговоров, я сразу предупредила администратора: «После покупки мною ноутбуков директор IT-службы в этом банке уже не работает».
Первым делом моя команда внедрила в «Трасте» IT-систему для работы с новой клиентской базой. Мы провели полную «инвентаризацию» сотрудников в регионах, вместо близких и дальних родственников региональных руководителей наняли молодых выпускников, обучили их технологиям работы с предпринимателями, а в головном офисе построили автоматизированные бизнес-процессы принятия решений. Уже в первый год работы мы выдавали кредиты в 115 городах России. Для сравнения: ВТБ24 за это же время создал новые программы кредитования МСБ в 30 городах. Тогда на принятие решения по кредиту у нас уходило всего три дня, и это был прорыв, сейчас все происходит еще быстрее — за 10 минут (для очень крупных сумм — за полчаса).
Еще одно ноу-хау моей команды: мы научили сотрудников уже имевшегося у «Траста» колл-центра консультировать не только частных клиентов, но и предпринимателей. «Траст» стал первым банком с круглосуточным колл-центром для МСБ. Через год банк вошел в десятку крупнейших по работе с МСБ с портфелем кредитов на $95 млн. За первый год мы перестроили множество «совковых» процессов от найма персонала до изменения подходов в работе с клиентами, и шок от российской действительности у меня прошел. Трудности мотивируют. За последние три года объем депозитов физлиц в «Трасте» вырос в четыре раза. Одновременно развивалась и моя карьера. В апреле 2009 года акционеры предложили позицию председателя правления банка.
Что дальше? Я уверена, что дальше все самое интересное. Ведь высокая должность, автомобиль с личным водителем и загородный дом — это совсем не венец карьеры, я вижу новые горизонты. Планы есть не только по работе. Именно в российской компании я смогла совместить карьеру с рождением первого ребенка. Сейчас я жду двойню, скоро официально стану многодетной мамой. Акционеры «Траста», как известно, многодетные отцы, они с пониманием относятся к моему стремлению быть успешной дома и на работе. Получается, что моя лучшая ошибка обернулась счастливым знаком.