Коммуникативный дар
Алексей Карахан
Раньше: Корреспондент газеты «Коммерсантъ», редактор GQ, владелец собственного PR-агентства.
Сейчас: Заместитель генерального директора по стратегическим коммуникациям корпорации «Открытие», член правления «Открытие Капитал»
Когда выпускник журфака МГУ Алексей Карахан пришел в ИД «Коммерсантъ», о его творческой биографии можно было не беспокоиться: кузница кадров сделала бы свое дело. Между тем сын историка кино Льва Карахана с детства отличался феноменальной коммуникабельностью, благодаря чему был на дружеской ноге даже с директором школы. Работа в деловой газете дала неожиданный результат — через несколько лет Алексей стал начальником большого подразделения крупной финансовой компании.
Школа юного журналиста
Работать я учился в отделе культуры газеты «Коммерсантъ» под руководством Алексея Тарханова — пять лет школы, которые я каждый день вспоминаю с благодарностью и из которых вынес два правила. Первое: никогда не нарушать дедлайны. Второе: любой, даже самый хороший текст можно сделать лучше. Тогда в отделе культуры я отвечал за то, что звездным авторам было не по вкусу: часами высиживал на коллегиях Минкульта и заседаниях секретариата Союза кинематографистов. Мне, мальчику из в чем-то слишком интеллигентной семьи, нравилось ковыряться в устройстве бюрократической машины и до сих пор нравится.
Другие берега
После «Коммерсанта» я еще год работал редактором в журнале GQ. Но не чувствовал, что это мое. В какой-то момент мне предложили написать сценарий для церемонии награждения чемпионата по футболу клуба «Крылья Советов». Я получил гонорар на порядок выше месячной зарплаты и вдруг осознал: пора. Занял денег у друга и открыл агентство E.T. Production, названное так в честь фильма Спилберга. Мы занимались PR, мероприятиями, рекламой и с первого же месяца стали прибыльными.
Прыжок в большой бизнес
Мой приход в корпорацию произошел быстро и неожиданно. Андрей Мовчан, один из самых неординарных менеджеров финансовой индустрии, формировал команду управляющей компании «Ренессанса». Причем брал людей с учетом не столько опыта, сколько их личных склонностей к той или иной работе. Меня ему порекомендовали хедхантеры, судя по всему, с грифом «нестандартное решение». Действительно, мне было 24 года, я никогда не работал пиарщиком в корпорации и не имел ни малейшего представления об инвестициях, но в итоге все получилось.
Внутреннее пространство
Сейчас в «Открытии» я занимаюсь не только коммуникациями, но еще HR и корпоративными сервисами. Такое сочетание функционала встречается довольно редко, но я убежден, что сотрудники компании являются ее главной целевой аудиторией. И я стараюсь перестраивать работу внутренних служб с тех позиций, что наши сотрудники — это наши клиенты. Профессионализм, а еще важнее, commitment к общему делу людей, которые приходят в компанию, растут вместе с ней, в итоге и определяет успешность проекта. В этом смысле меня всегда изумлял опыт сети Starbucks, которая вообще не тратит деньги на рекламу, а вкладывает средства только в обучение сотрудников и создание атмосферы в кофейнях. Такой подход мне близок.
Мир искусства
Культурная, так сказать, среда меня не привлекала, потому что я слишком хорошо знал ее обратную сторону. До сих пор не понимаю, как можно считаться гением и в то же время быть подлым человеком. В бизнесе амбиций у людей не меньше, но они конструктивнее и правила игры более понятные: порядочный или не порядочный, можно c человеком иметь дело или нельзя, профессионал он или нет. В этом сообществе мало кто претендует на нравственный пьедестал, а в культуре претендуют все, но почти никто не соответствует. Я, конечно, участвую в некоторых проектах: вот стал одним из продюсеров фильма «Явление природы», одним из режиссеров которого был мой брат Александр Лунгин. Сила — в вереЕсли мы говорим не просто о ремесле, а о призвании, то, как ни странно, главное — это уметь верить. Я не знаю, можно ли этому научиться, но без веры в ту компанию, страну, идеологию, человека, фильм, стиральный порошок, который ты двигаешь, ничего не получится.