Рубль сильно недооценен. Вы в это верите?
Российские чиновники многократно заявляли о том, что российский рубль недооценен. Почему они так считают? В интервью Forbes председатель Банка России Эльвира Набиуллина рассказала, что регулятор использует пять моделей для расчета фундаментально обоснованного курса рубля (см. интервью на стр. 106). «Мы делали в ноябре–декабре оценки, на сколько тогда рыночный курс отклонялся от фундаментально обоснованного, разрыв был 5–20%. Сейчас, на наш взгляд, он меньше», — считает Набиуллина. Forbes, используя модели центральных банков мира, в том числе и применяемые Банком России, рассчитал фундаментально обоснованный курс рубля.
Модель реального эффективного обменного курса (NATREX) показывает, при каком равновесном курсе рубля валютный рынок будет сбалансирован, то есть чистый экспорт будет равен потребностям в обслуживании внешней задолженности. Этот показатель в среднесрочной перспективе зависит от производительности экономики, процентных ставок и условий торговли, а в долгосрочной перспективе зависит от роста экономики и склонности к сбережению средств. Модель поведенческого равновесного реального обменного курса (BEER) рассчитывает курс, учитывая разницу в процентных ставках внутри страны и за рубежом, а также цены на нефть и уровень риска страны по бумагам CDS. Волатильность NATREX обычно выше, поскольку в расчете учитывается меньшее количество переменных. Согласно трем моделям, рубль с 2014 года оставался недооцененным по всем методикам, что и утверждали весь прошлый год российские чиновники.
Фундаментально рубль действительно недооценен, согласен главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Наши модели показывают, что, например, при цене нефти $60 за баррель доллар должен стоить 53–54 рубля. Доллар торговался дороже, значит модели не учитывают роль ожиданий участников рынка и населения в ослаблении рубля. Ожидания у людей негативные, поэтому они не продают валюту, что негативно отражается на курсе».