Объем электронной коммерции в России вырастет к 2016 году втрое. Однако ее роль в российской экономике останется незначительной.
Мы боимся платить через сеть, у нас плохая почта и медленный интернет. Вот почему электронная коммерция занимает лишь малую долю в российской экономике. Такие данные содержатся в опубликованных в 2012-м и начале этого года исследованиях Boston Consulting Group (BCG) и Morgan Stanley.
Объем интернет-экономики BCG оценивала по расходной части, состоящей из затрат потребителей на покупки через интернет и оплату доступа к сети, инвестиций компаний, госрасходов и чистого экспорта. Большую часть отечественной интернет-экономики в 2010 году занимала электронная коммерция (44%), ее доля к 2016 году вырастет до 57% ($43 млрд). Онлайн-ритейл в России за пять лет вырос в четыре раза, но его проникновение остается низким — всего 1,9% от объема офлайновой розницы ($670 млрд), подсчитали в Morgan Stanley. США и Великобритания преодолели 2%-ный рубеж еще в 2003 и 2005 году соответственно, а в лидерах сейчас Южная Корея с 15%.
Так или иначе, развитие онлайн-ритейла в России повторяет путь западных стран. Средний стаж онлайн-покупателей у нас около трех лет, а в США — восемь, около половины совершили первые покупки в последние два года (в США — 10%) и лишь 16% периодически делали покупки в течение последних шести лет (62% в США). Около 70% соотечественников с недоверием относятся к интернет-платежам, столько же опасаются получить некачественный товар и сомневаются в возможности его возврата. И тем не менее половина из 30 участников рейтинга крупнейших интернет-компаний Forbes занимаются именно торговлей (см. стр. 78). И судя по тому, что их доходы стремительно растут, наши предприниматели относятся к отставанию отечественного рынка от западного как к возможности, а не к проблеме.