Хотите поучаствовать в раскопках и найти останки динозавров? Тогда вам нужно в Китай
Сколько все-таки изменилось за сто миллионов лет! Когда-то, в славные дни мелового периода, по просторным равнинам провинции Ганьсу в центральном Китае бегали динозавры. Но прошедшие с тех пор эпохи воздвигли здесь довольно высокие горы, поэтому охотникам за ископаемыми, таким как мы, приходится совершать восхождение. В общем, я медленно продвигаюсь вверх по узким извилистым тропинкам, образованным оползающими скалами, на 150-метровый уступ, где меня ждет доктор Ю Хайлу; в руках я сжимаю сумку и паспорт — «чтобы потом можно было идентифицировать труп», шутит один из моих спутников.
Доктор Ю, 39-летний палеонтолог с лицом ребенка, стал местной знаменитостью, после того как несколько лет назад открыл новый вид динозавров. Травоядное чудище, названное «ланьчжоузавром» (от реки Ланьчжоу), отличается от своих доисторических коллег огромными зубами. И теперь возможность поприсутствовать при том, как доктор Ю сделает следующее эпохальное открытие, привлекает иностранных путешественников вроде меня. Для нас даже придумали специальное слово — «динотуристы». Приезжают целые группы добровольцев, которые платят за участие в обычных земляных работах — вырубке и очистке костей. Популярности подобным турам придает недавний всплеск диномании в США, где никого не удивляет, что бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич обсуждает поведение тираннозавров на телевидении, а бывший технический директор Microsoft Натан Мирвольд спонсирует обширные, продолжающиеся до сих пор раскопки ископаемых в Монголии.
Но прежде чем отправиться к окаменелостям, наша группа (а среди нас был один ученый из Сиэтла, как две капли воды похожий на Билла Гейтса, и у него постоянно просили автографы — настолько популярен в Китае основатель Microsoft) вместе с доктором Ю посетила туристические достопримечательности.
Мы собрались в Пекине, в отеле, не упомянутом в описании маршрута, что стало постоянной темой разговоров на протяжении девятидневной поездки; мы редко оказывались там, где должны были быть, — очевидно, это результат более выгодного договора с отелем, заключенного лукавым охотником за динозаврами. После заселения мы отправились сквозь обычную для этого загрязненного города пелену гари (желаем удачи марафонцам на Олимпиаде 2008 года!) в Китайский палеозоологический музей Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии. Мы пришли сюда ради скелетов динозавров, просто чтобы посмотреть на них, в том числе и на 22-метрового брахиозавра, которого, впрочем, едва было видно где-то под потолком из-за локального отключения электричества (желаем удачи в протоколировании результатов Олимпиады!). Пока мы мысленно переносились в ночи юрского периода, где не было электрического освещения, доктор Ю забрасывал нас фактами: в Китае самое широкое в мире разнообразие динозавров, в год обнаруживают от пяти до десяти видов, и это лишь малая толика того, что еще будет открыто.
Но довольно россказней. Настало время обеда, одного из тех обедов, что пунктиром прошли через всю нашу поездку, с несколькими переменами блюд, сервировкой а-ля фуршет и фейерверком кушаний на вращающихся подносах: цыплята, запеченные на соли, свинина с овощами, хрустящие креветки, рыба, поджаренная в воке, говяжья лапша и т. д. Затем мы на ночном поезде поехали в Сиань. За 11 часов пути можно выспаться в купе первого класса, если, конечно, в одном вагоне с вами не окажется группа отвязанных австралийских тусовщиков. Утром мы попили кофе из бумажных чашек с изображением Винни-Пуха и успели восхититься видом зеленых холмов, окаймленных ржавым дымом, который исторгают местные заводы, после чего влились в спешащую толпу на перроне сианьского вокзала. Основная местная достопримечательность — это, конечно, армия из 7000 отлично сохранившихся терракотовых воинов и лошадей в полный рост времен династии Цинь (221–206 до н. э.). Она была обнаружена крестьянами в 1974 году и сейчас как одно из главных археологических открытий прошлого века выставлена в потрясающем комплексе из трех зданий площадью 16 000 кв. м.
Это зрелище вдохновило нас на собственные исследования, и следующим утром мы погрузились в Сиане на самолет Хайнаньских авиалиний, чтобы за четыре часа долететь до Ланьчжоу. (Вопреки страшилкам о китайской авиации в обоих городах были современные, чистые и просторные аэропорты, летели мы на новеньком Boeing 737, а персонал был приветлив и профессионален.) Там мы поселились в еще одном отеле, не обозначенном в плане, — современной гостинице со спартанскими условиями, которая только недавно открылась на окраине города. Кажется, мы были единственными гостями в этом отеле, иначе трудно объяснить, почему все сотрудники радостно вышли нас встречать, а пиршество с участием вертящегося подноса было еще более пышным, чем обычно (мы съели все, кроме студенистых цыплячьих ножек).
Утром мы отправились на раскопки и прибыли в базовый лагерь в часе езды от Ланьчжоу как раз вовремя — разумеется, для ланча. Яства были разложены на импровизированном столике под присмотром обходительного господина Вонга, руководителя полевой группы, человека с довольно необычной для трудного восхождения экипировкой, которая состояла из серого кашемирового свитера, широких брюк и мокасин псевдо-Gucci.
Однако ему удалось достаточно резво взобраться по 150-метровому склону, чтобы раздать нам перчатки, молотки и зубила. Мы начали работать на узком уступе, предельно осторожно отбивая породу по краям торчащих из земли костей (обнаженных многомесячным трудом предыдущих групп). Мы стучали, бросали ревнивый взгляд на другую группу, которая работала на еще более крутом уступе, и снова принимались стучать. Бдительная полевая группа не давала нам повторять ошибки предыдущих волонтеров: наступить на кости или по неосторожности дать черепу скатиться со склона.
По мере того как мы снимали все больше земли, оставалось все меньше места, чтобы сидеть или держаться. Наших опытных наставников это не тревожило. «Не такое уж это и приключение, — фыркнул доктор Ю. — Вот в пустыне Гоби можно потеряться, и никто даже знать не будет, где вы». По сравнению с этим, насколько я поняла, разбиться насмерть, упав со 150-метровой высоты, — сущие пустяки. Но я старалась смириться с горой, сбрасывая с уклона очередную горсть земли, и восхищалась товарищами, которые хладнокровно сидели на сокращавшемся краю обрыва.
На следующий день, когда все снова поднялись на гору, наши труды были вознаграждены крупным открытием — почти 180-сантиметровым динозавровым бедром. «Этой кости может быть 120 млн лет!» — радостно сообщил один из участников группы. Вроде бы очевидная вещь, но это известие всех ошеломило. Мы прыгали от радости, как дети в свой пятый день рождения. Нам грела душу мысль, что и остальные детали скелета в непосредственной близости — под нашими ногами!
Эйфория несколько утихла, когда на следующий день мы поплыли вверх по Желтой реке в Государственный геологический парк динозавров Люцзяся. Здесь можно увидеть ряд округлых следов, оставленных прогуливающейся тероподой (двуногим плотоядным вроде тираннозавра, волнующего воображение Ньюта Гингрича), — «Парк Юрского периода» стал реальностью. Мы примолкли. И ради этого момента стоило пройти через все испытания прошлой недели: скалолазание на грани смерти, загрязненный воздух, плутовство доктора Ю с отелями и угрозу взрыва в пекинском аэропорту, когда сотрудники службы безопасности подожгли мою перекись водорода. Такое случается только один раз в жизни, можно сказать, раз в сто миллионов лет: я побывала охотником за динозаврами, и мне понравилось.
Как проехать
Путешествие «Терракотовые воины и динозавры» организует американское агентство History Channel Traveler. Тел. +1 (877) 238 68 77, www.historytravel.com.
Стоимость поездки от $3200. Можно напрямую договориться с институтом доктора Ю SinoFossa (www.sinofossa.org). Места находок динозавров разбросаны по всему Китаю. Некоторые из них расположены в равнинной местности, их можно посетить в рамках других туров, обойдясь без рискованных восхождений. Цена зависит от продолжительности и сложности поездки.