К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра в классики


Даже некоммерческая советская культура теперь приносит деньги. Надо было только подождать

К юбилею Владимира Высоцкого Елена Лавренова, владелец компании «Международная книга — Музыка» (МКМ), выпустила диск с его малоизвестными песнями, записанными в Париже. Права она приобрела у французской фирмы, с которой компания исторически сотрудничала. Исторически — потому что объединение «Международная книга» (в апреле ему исполняется 85 лет) в советские времена было обладателем прав на все музыкальные записи, сделанные нашими артистами за рубежом. Крупнейшие звукозаписывающие компании ежегодно платили «Межкниге» сотни тысяч долларов за право издавать диски с этими записями.

Лавренова в 1980-е годы работала товароведом музыкального отдела и знала, что записи Давида Ойстраха, Эдуарда Рихтера и Мстислава Ростроповича пользуются спросом. В 2001 году она устроилась на работу в «Межкнигу», к тому времени ставшую частной. По данным Forbes, основным акционером компании был Станислав Остапишин, возглавлявший предприятие с 1988 года. В 2003-м он решил избавиться от музыкального направления, которое перестало приносить доход (в отличие от торговли иностранной периодикой). Лавренова заняла денег и выкупила ЗАО «Международная книга — Музыка». Сумму предпринимательница не разглашает, замечая лишь, что она была «удобной».

«Межкниге» когда-то принадлежали права на 1000 фонограмм. Но МКМ досталось всего 93 договора с исполнителями, остальные в перестройку пропали. Фонотека тоже сохранилась не полностью. Записи пришлось приводить в порядок и формировать каталог, попутно вникая в юридические тонкости. Например, внук пианиста Эмиля Гилельса Андрей подавал на МКМ в суд, однако конфликт был урегулирован: МКМ аккуратно платит наследнику исполнительские.

 

Классику в отличие от поп-музыки продвигать нелегко. «Мы издали чудесного композитора Александра Локшина, но кто его знает, кроме специалистов?» — сетует Лавренова. Помимо записей, доставшихся вместе с МКМ, она ищет новые в архивах западных издателей и скупает права на записи концертов в России. Ищет и пути сбыта классики — через музыкальные школы, книжные магазины. Оптовая стоимость диска — $3. В 2006 году фирма продала 15 000 дисков, в прошлом уже почти в два раза больше — 28 000. «Мы в плюсе», — уверяет Лавренова.

Эта история не уникальна: многим бизнесменам удавалось подобрать советское наследие и построить на нем бизнес. Порой весьма большой. Предприниматель Юрий Шефлер, выкупивший за $400 000 водочную марку «Столичная» у советского объединения «Союзплодоимпорт», продает алкоголь за границей и стабильно входит в сотню богатейших россиян (67-е место в прошлом году с состоянием $730 млн; правда, при этом Шефлера разыскивает прокуратура).

 

А живущий в США актер Олег Видов в начале 1990-х приобрел у «Союзмультфильма» права на зарубежный показ 547 советских мультфильмов, в том числе «Чебурашки», «Ежика в тумане», «Маугли». По оценкам, покупка обошлась в $500 000. В прошлом году эту коллекцию выкупил и передал в дар ВГТРК Алишер Усманов. Суммы уже звучали иные — $5–10 млн.

Лавренова пока продавать фирму не собирается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+