"Я не сторонник грандиозных целей"
Максим Игнатьев — президент и владелец компании Fashion Galaxy (обувные бренды UGG Australia, Repetto, Ed Hardy и др.) и акционер «Русской Фитнес-Группы» (World Class, «ФизКульт»). В 1992–2007 годах он руководил российским бизнесом Reebok — сначала как директор представительства, затем как соучредитель компании «Рибок Россия». В заметке «Шанс на удачу» Forbes рассказал, как своевременно замеченная возможность стала краеугольным камнем в его карьере. Тему возможностей в бизнесе мы и предложили Игнатьеву.
Я не сторонник грандиозных целей. Я сторонник бизнес-идей с потенциалом роста. Когда я выводил Reebok на российский рынок, я не расписывал его будущее: за такой-то срок занять лидирующие позиции там-то и там-то. Конечно, мы в компании составляли годовые планы продаж, писали под них финансовые планы. Но главным было понимание того, что есть отличный бренд и есть емкий рынок, и наша работа заключается в том, чтобы постоянно отслеживать возможности, которые позволят бренду еще сильнее закрепиться на этом рынке.
Мне кажется, карьеру и бизнес надо выстраивать так, чтобы быть максимально открытым к тем возможностям и вероятностям, которых, я уверяю, предостаточно вокруг нас. Максимально широко контактировать с миром и тренировать умение замечать и оценивать те шансы, что неожиданно появляются в поле зрения, — для того чтобы выработать идею, в которую ты готов вкладываться сам и вести за собой других.
Компания Fashion Galaxy началась со звонка друга. После того как в 2007 году я продал свою долю в «Рибок Россия» и сосредоточился на фитнес-клубах, мне позвонил бывший вице-президент Reebok по маркетингу Анхел Мартинес. Он сказал, что руководит теперь корпорацией Deckers (бренд UGG Australia) и хотел бы вновь со мной работать. Внутренне я был готов к новым проектам, но, честно говоря, не горел желанием возвращаться в торговлю. Пару месяцев спустя со мной связался другой выходец из Reebok, выкупивший и возглавивший французскую компанию Repetto. И тоже с аналогичным предложением. Тогда я задумался: два обувных бренда премиум-класса — это уже что-то. На их основе можно начинать выстраивать бизнес-структуру и потом добавлять к ней новые бренды. Это хороший шанс зайти на рынок премиальной и люксовой обуви, который в России, да и в мире в целом, не столь структурирован и консолидирован, как рынок спортивных товаров.
Можно сказать, что в каком-то смысле Fashion Galaxy появилась благодаря случайности. Точнее, закономерной случайности. Если бы мои коллеги по Reebok не продолжили свою карьеру, я вряд ли сам стал бы искать контактов с Deckers и Repetto. С другой стороны, я не оценил бы того, что наметилось, если бы не приучил себя отслеживать возможности (ведь подобных звонков было много и до того, и после, но я «завелся» после этих двух). Я стараюсь «сканировать» информационное поле вокруг себя, где бы я ни находился и чем бы ни занимался. Если чувствую, что что-то может мне пригодиться в будущем — любая информация: управленческого, маркетингового, бытового плана, — я это «кладу на полочку» в своей голове и рано или поздно достаю оттуда.
Сейчас у Fashion Galaxy пять брендов, и ее выручка в прошлом году превысила $10 млн. Наш следующий проект — Kurt Geiger. Это одна из наиболее динамично растущих европейских компаний, торгующих обувью класса «премиум». Kurt Geiger — бывшая дочерняя структура Harrod’s, как розничная сеть развивается с 2004 года, и уже достигла годового оборота в £140 млн. На днях мы подписали эксклюзивный договор об открытии ее магазинов в России. А началось все с того, что зимой 2008 года в аэропорту Цюриха я из любопытства заглянул в бутик, где продавались UGG Australia. Мне понравился ассортимент, цены, оформление торговой площади. Я запомнил название — Kurt Geiger. Потом, когда я путешествовал еще где-то, мне попадались по пути эти магазины. В последний раз, рассматривая витрину, я подумал: что, если попробовать договориться с Kurt Geiger? Это сразу решит вопрос расширения портфеля марок Fashion Galaxy и создания розничного бизнес-модели. Мы получим порядка десяти взаимодополняющих брендов из одного источника с оригинальной розничной концепцией и хорошей структурой ценообразования. Я связался с центральным офисом компании, и оказалось, что там как раз думают о том, как бы выйти на российский рынок. Повторилась ровно та же история, что была у меня с Reebok.
За четыре года мы должны открыть более 20 магазинов Kurt Geiger. Думаю, за этот срок нам под силу добиться годового оборота в $50 млн. Еще через три года мы рассчитываем на $100 млн, так как не собираемся замыкаться на проекте Kurt Geiger и уже думаем над дополнительными перспективами расширения бизнеса. Когда я уходил из «Рибок Россия», ее годовая выручка составляла порядка $120 млн (спустя 15 лет работы). Но я не ставлю перед собой цели перепрыгнуть эту планку. Я просто хочу создать еще один долгоиграющий бизнес, эффективно управляемый талантливыми менеджерами.