Супермаркет для геймера: пять вопросов о глобальной игровой платформе Mail.Ru
16 августа Mail.Ru Group анонсировала запуск My.Games Store — глобальной игровой платформы. Она начнет работать в IV квартале 2019 года. Forbes отвечает на главные вопросы о платформе.
Что такое My.Games Store?
My.Games Store — это игровая платформа, на которой разработчики и издатели смогут публиковать как бесплатные игры со встроенными покупками, так и платные. Пользователи смогут скачать или купить их и запустить на своем компьютере. Mail.Ru Group не раскрывает, игры каких разработчиков будут представлены на новой платформе. К моменту запуска пользователям будет доступно несколько сотен игр, в будущем компания рассчитывает увеличить их количество до нескольких тысяч.
Партнеры платформы смогут подключать к своим играм другие сервисы Mail.Ru Group. Например, собственный сервис компании Lootgog, который позволяет игрокам торговать внутриигровыми предметами, и купленный в 2017 году DonationAlert, с помощью которого можно жертвовать деньги стримерам. Вместе с запуском платформы компания запустит специальный портал для разработчиков, где будут опубликованы условия партнерства, документация по подключению игр к платформе и другая информация, рассказал представитель компании.
На что это похоже?
My.Games Store — это аналог популярного во всем мире ресурса Steam, где пользователь может скачивать или покупать игры. Платформу Steam создала американская корпорация Valve в 2003 году. На ней сейчас представлено более 30 000 игр, в том числе собственные разработки Valve. Количество активных учетных записей превышает 125 млн. Сервис Steam доступен почти по всему миру, в том числе в России. Steam берет комиссию 30% с разработчиков за размещение игр на свой площадке. My.Games Store также планирует зарабатывать на комиссии с разработчиков, оставляя издателям 70% заработка. В будущем компания может пересмотреть это распределение в пользу разработчиков.
У Steam есть конкурент, который начал активно развиваться около года назад, — магазин платных игр американской студии Epic Games, создателя культовой игры Fortnite, которая заработала, по оценке издания TechCrunch, $3 млрд в 2018 году. Epic Games Store берет около 12% у разработчика, а тем, кто делает игры на базе движка компании, предоставляет бесплатный доступ к магазину, рассказывает основатель компании-разработчика игр Nival Сергей Орловский. «Объективно, сегодня — это самый лучший движок. Поэтому многие разработчики перешли туда из Steam. Кроме того, Epic Games платит деньги разработчикам за эксклюзивы игр. Также Epic Games вкладывает более сотни миллионов долларов в собственный контент на своей платформе», — отмечает он.
Зачем это Mail.Ru Group?
Игровое направление приносит более трети выручки компании. Во втором квартале 2019 года выручка Mail.Ru Group выросла до 20 млрд рублей, на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. При этом выручка игрового сегмента выросла на 33,7%, до 7,7 млрд рублей.
Запуск глобальной игровой платформы Mail.Ru Group вписывается в стратегию компании, говорит операционный директор Rambler Group Алексей Садонов, экс-глава игрового департамента Mail.Ru Group и бывший директор игрового направления «Ростелекома». У Mail.Ru Group есть и свои игры, и те, которые компания издает и финансирует, поэтому запуск новой платформы логичен, добавляет он.
В Mail.Ru Group считают, что запуск собственной международной игровой платформы позволит компании укрепить позиции на западных рынках, а также в азиатском регионе, где игровое подразделение My.Games работает через партнерство с китайским разработчиком iDreamSky.
Каковы шансы на успех?
Это не первый раз, когда Mail.Ru Group создает аналог Steam: в 2010 году компания уже запускала магазин игр «Игры Mail.ru», напоминает сооснователь облачной платформы Playkey и дистрибутора цифрового контента Enaza Егор Гурьев. Enaza продавала свои игры в магазине игр Mail.Ru в 2010 году, но он не пользовался популярностью, говорит Гурьев. С тех пор магазин игр плотно интегрировался в игровую платформу Games.Mail.ru в качестве бизнес-решения по расширению каталога игр, рассказал представитель Mail.Ru Group.
Если бы Mail.Ru Group запускала свою платформу пару лет назад, это была бы хорошая альтернатива Steam, который стал монополистом и вызывал недовольство разработчиков. Но Epic Games Store драматически изменил ситуацию, и Mail.Ru Group будет сложно конкурировать на этом фоне, считает Орловский.
Вопрос условий для издателей и разработчиков, которые будут присутствовать на платформе, является одним из ключевых, говорит сооснователь игровой компании 110 Industries Сергей Колобашкин. «Для того чтобы конкурировать со Steam, им придется создавать максимально привлекательные условия», — добавляет он.
Кто еще пытался создать аналог Steam?
В 2015 году оператор связи «Ростелеком» запустил игровую платформу за 14 млн рублей. Тендер на ее разработку выиграла компания Enaza. На портале games.rt.ru размещался каталог игр компаний-партнеров «Ростелекома» — российского разработчика Awalar, самой Enaza и др. Предполагалось, что в большинство игр пользователи будут играть на сайте «Ростелекома» и, таким образом, трафик будет оставаться на стороне оператора. По нескольким встроенным играм Awalar трафик действительно оставался на сайте, но в основном платформа продавала цифровые ключи к играм других разработчиков, вспоминает Гурьев. Также на games.rt.ru продавались ключи к играм на Steam и еще одном популярном сервисе дистрибуции компьютерных игр GOG.com.
«Ростелеком» закрыл games.rt.ru спустя два года, в 2017-м. «Пользователь не будет ничего покупать в интернет-магазине, если не будет дополнительной ценности по сравнению со Steam, а у «Ростелекома» ее не было», — говорит о причинах неудачи Гурьев. «Ростелеком» умеет продавать интернет, но не умеет привлекать пользователя к интернет-продукту, добавляет он. «Все операторы хотят зарабатывать на чем-то помимо связи и расстраиваются, что вокруг ходят Facebook, Google и Amazon и зарабатывают миллиарды на интернет-сетях, которые построил телеком», отмечает Гурьев.
Некоторые особенности «Ростелекома» не позволили играм в том виде, в котором они были представлены на games.rt.ru, быть эффективными и приносить достаточно денег, говорит Садонов. Например, «Ростелеком» не мог рекламировать свою платформу напрямую пользователям, так как это не было прописано в договорах операторов фиксированной связи.