«Яндекс» счел слухами сообщение о возможном закрытии «Яндекс.Новостей»
Пресс-служба «Яндекса» сообщила, что «не комментирует слухи» в ответ на вопрос Forbes о возможном закрытии агрегатора «Яндекс.Новости». О том, что в случае введения нового регулирования компания рассматривает различные варианты судьбы сервиса, в том числе полное его закрытие, ранее рассказал «Коммерсанту» знакомый с ситуацией источник.
Информация об изменениях законодательства, направленных на контроль над агрегаторами, в свою очередь, появилась в связи с заявлениями ряда членов партии «Единая Россия». Так, первый замруководителя фракции Андрей Исаев сообщил, что нижняя палата парламента намерена проверить, как формируются новостные топы в агрегаторах. Также он отметил, что депутаты в сентябре намерены пригласить представителей новостных сервисов для обсуждения этой ситуации.
Кроме того, «тема фейковых новостей в «Яндексе»» будет рассмотрена на внеочередном заседании Совета Думы 19 августа, сообщалось на сайте Госдумы. Представители компании на это совещание пока не приглашены, сообщил «Яндекс» «Коммерсанту».
В присланном Forbes сообщении пресс-служба «Яндекса» подчеркнула, что считает текущее законодательство достаточным для регулирования новостных агрегаторов. Компания напомнила о принятом в 2016 году законе, обязывающем такие сервисы работать только с публикациями официально зарегистрированных в Роскомнадзоре изданий, интернет-сайтов и эфирных медиа. «По этому закону агрегатор новостей освобождается от ответственности за содержание публикацией в случае, если агрегирует публикации зарегистрированных СМИ», – отметила пресс-служба.
Почему у единороссов возникли претензии?
В среду «Коммерсантъ» выпустил статью о том, что зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина (№95 в рейтинге 100 богатейших госслужащих и депутатов России «Власть и деньги — 2019») направила в Минтранс и Минпром письма с рекомендациями о введении законодательного запрета на эксплуатацию старых автомобилей. Новость процитировали многие СМИ, и она оказалась в топе «Яндекс.Новостей».
Позднее Когогина пояснила, что речь идет о запрете только старых коммерческих автомобилей, но не личных, «на которых граждане ездят сами, возят своих детей или рассаду на дачу». Также она указала, что речь идет не о депутатской инициативе, а о рекомендации круглого стола, организованного комитетом.
«Яндекс» отмечал, что после этого «появилось несколько одиночных сообщений о том, что депутат объяснила идею своей инициативы», однако «большая часть СМИ не дали опровержения и продолжали писать про изначальную новость». Тем не менее, «в этом и всех других случаях сервис «Яндекс.Новости» дословно цитирует заголовки прессы и прозрачно передает картину дня, которую создают СМИ», подчеркивала пресс-служба.
То, что заголовок с упоминанием «запрета старых автомобилей» оставался в топе «Яндекс.Новостей» после уточнения Когогиной, возмутило единоросов. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев назвал это «как минимум странным». «Создается впечатление, что социальные сети специально нагнетают социально-политическую ситуацию, оставляя в новостных топах заголовки с фейковой информацией», — заявил он.
«Кризис партийного представительства»: все меньше россиян поддерживают парламентские партии
Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев сообщил, что от «Яндекса» ждут объяснений о принципах формирования топов «Яндекс.Новостей». Он заявил, что предложил гендиректору «Яндекса» Елене Буниной пересмотреть алгоритм подбора новостей, чтобы «люди не получали недостоверную информацию, чтобы их просто-напросто не обманывали».
Также в связи с данным вопросом обсуждался также законопроект депутата Антона Горелкина об ограничении иностранного участия в значимых информационных ресурсах. «В подобных ситуациях может быть усмотрен элемент иностранного вмешательства», — сказал единорос.
IT без иностранцев: как депутат Горелкин напугал «Яндекс», Mail.ru и «Мегафон»
Горелкин ранее предложил ограничить долей в 20% иностранное участие в «значимых интернет-ресурсах», в число которых входят сервисы «Яндекса». Интернет-компания заявляла, что в случае принятия законопроекта «может пострадать уникальная экосистема интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями».