Компания Moderna Therapeutics выйдет на биржу, продав 21,7 млн акций за $521,7 млн. Параметры будущего размещения сообщил сервис финанализа PitchBook data. По его расчетам, IPO компании Moderna станет крупнейшим среди американских венчурных биотехнологических компаний. Может ли эра ИТ и Интернета смениться эрой первенства биотеха?
Технологический провал
Возможно, в этом году ИТ-компании и интернет-корпорации прошли свой пик. В первых трех кварталах года их стоимость росла, а Apple и Amazon даже достигли капитализации в $1 трлн. Однако осенью взлет компаний технологического сектора сменился падением их стоимости на фоне торговой войны США с Китаем. Негатива добавили утечка данных из Facebook, прекращение прироста продаж смартфонов Apple и другие события. Например, тот же Facebook теряет молодую аудиторию, а Snap, который ее вроде бы перехватывал — глубину и время просмотра.
Финансовый рынок отражает не только текущее состояние компаний: в него заложены ожидания инвесторов от дальнейших прибылей. Однако «внезапно» оказалось, что Apple не может вечно наращивать продажи смартфонов, а Facebook — аудиторию. Несмотря на показанную прибыль, инвесторы уже становятся скромнее в своих ожиданиях. Возможно, акции компаний ИТ и интернет-секторов уже никогда не будут расти так быстро.
Инвесторы стали критичнее относиться не только к лидерам технологического рынка, но и к новым бизнесам в этом секторе. Большая аудитория — это отлично, но уже недостаточно, чтобы поддерживать свою капитализацию. Нужна монетизация, что приводит к более жесткой рекламной политике компаний, а это отпугивает как пользователей, так и основателей проектов. Возможно, именно биотехнологические компании станут новыми драйверами роста и со временем войдут в топ самых дорогих.
Живая волна
В последние годы несколько важных направлений исследований в области лечения рака перешли в финальную стадию. Первые чекпойнт-иммунотерапии с «перенацеливанием» лимфоцитов организма на клетки рака были одобрены для применения на людях. Они показывают высокую эффективность, но стоят около $500 000 на пациента.
Дороговизна (и эффективность) новых методов лечения повышает капитализацию компаний, которые их разработали. Часто это начинающие стартапы, которые пошли новыми, часто рискованными путями. Но в отличие от больших компаний они могли позволить себе рискнуть — им нечего было терять, а вся капитализация заключалась в умении лечить 1-2 вида заболеваний.
Moderna Therapeutics разрабатывает персонализированные лекарства на основе метода KRAS, разработанного совместно с фармгигантом Merck. Эти препараты нацелены на то, чтобы усилить иммунный ответ организма на появление раковых клеток. Раковые клетки нередко несут в себе мутации, приводящие к появлению видоизмененных белков (неоантигенов). Такие белки могли бы помочь Т-лимфоцитам отличать раковые клетки от здоровых и уничтожать их. Однако этот процесс можно сделать значительно более эффективным, если подбросить иммунной системе побольше неоантигенов, обучая ее эффективно реагировать на них. Поскольку мутации в раковых клетках — а значит, и неоантигены — у разных пациентов отличаются друг от друга, то речь идет об индивидуализированной терапии. Препараты, предлагаемые компанией Moderna, содержат мРНК — матрицу для синтеза белков-неоантигенов. Введение этой матрицы в клетки позволяет синтезировать повышенное количество таких белков и выработать стойкий иммунный ответ на них, мотивируя Т-лимофциты уничтожать раковые клетки.
Moderna была основана в 2011 году. Она планирует создавать лекарства для лечения инфекционных болезней, генетических нарушений, онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Последняя оценка компании в мае 2018 года составила $7,13 млрд. Крупнейший инвестор компании — фонд Flagship Pioneering (19.5%), фармкомпания AstraZeneca (8.4%). Подписку на акции компании будут проводить авторитетные Morgan Stanley, Goldman Sachs и JP Morgan.
Точка роста?
Медицинские стартапы могут показывать быстрый рост, как ИТ-компании в их лучшие годы. Так, оценка Moderna выросла в 4 раза с 2013 до 2014 года, и еще во столько же раз с января 2014 до января 2015 года (до $3 млрд). Всего на данный момент привлечено около $1,7 млрд.
Хотя биотех-компании способны быстро расти, скептики считают, что их цена зависит только от умения убеждать. Вывод лекарства на рынок — многоступенчатый процесс: он дорогой (что видно по отношению инвестиций к капитализации компаний) и долгий. На любой стадии может оказаться, что лекарство не подходит (например, действует только на культуры клеток, но не на живые организмы, или токсично для людей, и т. п.), и в таком случае капитализация биотех-компаний драматически падает.
Еще одно препятствие для развития биотехнологических компаний — этические барьеры. Еще в 2000-е от биотеха ждали переворота в урожайности растений и исправлении недостатков живых организмов за счет редактирования их ДНК. Однако риск негативных последствий сдерживает исследования. Так, ученые в Китае объявили о рождении первых детей, у которых был отредактирован геном. В результате один из близнецов стал невосприимчивы к ВИЧ-инфекции. Последовавшая за этим острая дискуссия побудила китайское правительство запретить подобные исследования, хотя первоначально эта работа полностью соответствовала китайскому законодательству. Хотя многие в мире думали, что КНР готова пойти на нарушение этических норм ради первенства в биотехе, давление мирового общественного мнения оказалось сильнее прагматичных соображений.
Ведущие технологические компании с начала осени потеряли около 20% капитализации. Вряд ли их падение затянется надолго, так как мир прочно завязан на ИТ и интернет. С другой стороны, биотехнологические компании могут показать более быстрый рост. У них гораздо шире поле деятельности, хотя и рисков для инвесторов как регуляторных, так и чисто технологических, они несут больше.