В США зреет очередной скандал, связанный с незаконным вторжением местных спецслужб в частную жизнь своих граждан. Спровоцировать его может свежий апрельский номер журнала Wired. На обложке издания изображена гора на фоне ясного звездного неба, у подножья которой возводится какое-то гигантское здание. Стройку ведет Агентство национальной безопасности США (National Security Agency, NSA), и, как следует из статьи, здесь будет огромный «шпионский» центр, куда будет стекаться абсолютно вся информация о рядовых американцах — от записей их телефонных звонков до поисковых запросов в Google. Автор статьи, основанной на сведениях источников из самого NSA, — известный журналист Джеймс Бэмфорд. С начала 1970-х годов он написал о NSA четыре книги и является одновременно и главным летописцем, и главным критиком агентства.
vrezka
О том, что NSA ведет масштабную стройку в пустынных окрестностях крошечного мормонского городка Блаффдейл в штате Юта, известно давно. Согласно официальной версии, это будет центр кибербезопасности, защищающий США от иностранных хакеров. Бэмфорд, однако, утверждает, что истинная цель NSA не столь благовидна. Журналист рисует мрачную картину, воплощающую самые смелые фантазии конспирологов.
Сердцем центра будут два ангара общей площадью свыше 4000 кв. м (см. схему ниже). Они будут сверху донизу заставлены серверами, способными хранить до одного йоттабайта разнообразных данных. Бывший CEO Google Эрик Шмидт однажды оценил объем всех знаний человечества примерно в 5 эксабайтов, то есть в 200 000 раз меньше, чем сможет вместить центр в Блаффдейле. Если однажды место будет заполнено до конца, хранящаяся там информация будет эквивалентна 500 000 000 000 000 000 000 страниц текста. Как NSA собирается забивать все это пространство? Совершенно точно не общедоступными сведениями, уверен Бэмфорд. Значительно сильнее агентство интересует то, что находится под поверхностью всемирной паутины или циркулирует в воздухе в виде радиосигналов.
История NSA началась с атаки японской авиации на Перл-Харбор. Созданное как одно из подразделений Пентагона агентство должно было предотвратить повторение подобных инцидентов, собирая информацию о планах врагов США за рубежом. После того как 11 сентября 2001 года похищенные «Аль-Каидой» самолеты разрушили башни Всемирного торгового центра, задачи NSA начали постепенно меняться. В рамках объявленной администрацией Джорджа Буша войны против терроризма и на основании знаменитого «Патриотического акта» NSA получила широкие полномочия по ведению наблюдения внутри страны. Отныне агентство, например, могло без решения суда подслушивать телефонные разговоры, если хотя бы один из собеседников находился за пределами США. Все это в итоге вылилось в грандиозный скандал, когда газета The New York Times раскрыла, что на деле перехватывались внутренние звонки миллионов американцев.
После этого были приняты поправки в действующие законы, которые должны были ограничить полномочия NSA. Бэмфорд, однако, уверяет, что в агентстве и правительстве от идеи тотального контроля за потоками информации внутри страны вовсе не отказывались, а формулировки в законах слишком обтекаемы, чтобы этим планам помешать. Как раз наоборот, пишет он, сейчас NSA будет готова направить на американское население всю мощь своей шпионской машины. По его словам, сейчас NSA обладает всеми необходимыми технологиями, чтобы прослушать и записать каждый телефонный разговор, получить доступ к любому почтовому ящику, перехватывать данные о финансовых транзакциях и добираться до каждой закрытой базы данных. Для этого агентство сотрудничает с главными сотовыми операторами и ведущими интернет-провайдерами. Более того, несколько лет назад NSA якобы совершило «колоссальный прорыв» в области криптографии, и теперь ей подвластны самые сложные коды, а заниматься дешифровкой будет невиданной мощности суперкомпьютер. Осталось только открыть хранилища центра в Блаффдейле и начать аккумулировать терабайты данных.
Обычно от NSA невозможно дождаться каких-то публичных комментариев. Шутят, что аббревиатура агентства расшифровывается как «never say anything» (никогда ничего не рассказывай). Но на этот раз оно заговорило. На днях руководителя NSA Кейта Александера допросили в конгрессе по мотивам статьи в Wired. Сделано это было отчего-то в достаточно шутливой манере. «Предположим, Дик Чейни стал президентом США и решил арестовать и подвергнуть пыткам каждого американца, кто в переписке по электронной почте издевался над его охотничьими навыками (в 2006 году вице-президент Чейни случайно подстрелил во время охоты техасского адвоката. — Forbes). Есть ли у NSA техническая возможность обнаружить всех этих людей?» — спрашивал представитель штата Джорджия Хэнк Джонсон. «Нет», — железно отвечал ему Александер. На все остальные вопросы глава спецслужбы также ответил отрицательно, произнеся слово «нет» в общей сложности больше десяти раз. В результате были опровергнуты абсолютно все приводившиеся в статье Wired факты. В довершение, оба собеседника постоянно неправильно произносили фамилию Бэмфорда.
В реальность описываемого Бэмфордом, действительно, довольно сложно поверить: слишком всесильным кажется NSA. Однако журналист уверен в своих источниках, среди которых как действующие, так и бывшие сотрудники агентства. Один из них, например, описывает свое смятение, когда вживую подслушивал интимный разговор находящегося за границей американца со своей женой. Другой, ученый и математик, подробно расскрывает все схемы, которые использует его бывший работодатель для перехвата данных. «NSA становится самой крупной, самой секретной и потенциально самой агрессивной спецслужбой в истории», — пишет Бэмфорд. При этом он не отрицает, что действия агентства в первую очередь направлены на борьбу с внешними угрозами, однако, получив возможность коллеционировать абсолютно всю информацию и о своих гражданах, NSA решила ей воспользоваться.
Разнообразные скандалы, связанные со слежкой американского правительства за своим населением, продолжаются уже несколько десятилетий — начиная с «Уотергейта» и приказа президента Ричарда Никсона подслушивать разговоры активистов антивоенного движения. Каждый раз государство все отрицает, и каждый раз его ловят на вранье. За этим следуют судебные процессы, увольнения чиновников и новые законы. Однако затем все возвращается в исходную точку: государство все отрицает, а журналисты рассказывают все более устрашающие истории.