Минутное дело: как заработать миллионы на организации интеллектуальных соревнований
«Работники Богородской фабрики деревянных игрушек со смехом вспоминают, как однажды «новый русский» попросил изготовить в подарок теще ЕЁ. Назовите ЕЁ», – произносит ведущий. Почти 200 человек, поделенных на команды, одновременно начинают перешептываться. Ровно через минуту они должны дать ответ. В этот раз правильный – «ступа» – угадали немногие. Но в ближайшие пару часов собравшимся в кафе LookinRooms предстоит ответить на три десятка вопросов, поэтому есть шанс улучшить свой результат. Игроки участвуют в одном из интеллектуальных турниров клуба «60 секунд», в роли ведущего в этот вечер выступает его основатель Леонид Эдлин. Соревнования клуба только в Москве регулярно посещают более 300 команд, а организация игр превратилась в бизнес – средняя месячная выручка составляет 2 млн рублей.
«Не устаю говорить, что с самого начала совершенно не мыслил это как бизнес и даже как отдельную ветвь бизнеса», – вспоминает создатель «60 секунд». Выпускник исторического факультета МГУ, Эдлин занимался спортивной журналистикой и больше восьми лет возглавлял проект «РБК-Спорт». Для пользователей РБК он с коллегами не раз организовывал турниры по футболу, теннису, боулингу и другим видам спорта. И через несколько лет, в 2007 году, вместе с партнером создал event-агентство «ИнтелСпорт» со специализацией на спортивных мероприятиях. Одновременно Эдлин увлекся разнообразными интеллектуальными играми (например, был участником шоу “Своя игра”) и нашел применение хобби в бизнесе. По лицензии телекомпании «Игра», владельца прав на товарный знак «Что? Где? Когда?», «ИнтелСпорт» дважды в год проводил корпоративные игры по ЧГК для своих клиентов. Но, как вспоминает предприниматель, больших денег это не приносило. В 2009 году он ушел из РБК и сосредоточился на организации мероприятий. Спрос на них в кризис резко упал, поэтому «ИнтелСпорт» охотно брался за любые проекты. В апреле один из клиентов, бар Small Pub, где собирались болельщики «Спартака», попросил за небольшой гонорар занять посетителей во время, когда матчей не было. В первый раз интеллектуальная игра с вопросами из «Что? Где? Когда?» собрала всего три команды.
«Посетителям понравилось, такая игра не может не понравиться, – улыбается Леонид. – Но я не ожидал, что через неделю придет шесть команд, а еще через неделю – десять!»
Заметив, как быстро игроки втягиваются в соревнования, Эдлин решил создать лигу и для корпоративных команд – предложил самым активным участникам собираться не дважды в год, а еженедельно в кафе в центре Москвы. Фанаты телевизионной передачи по всему миру и так регулярно играют в «спортивную» версию ЧГК. Но Эдлин осознанно решил ориентироваться не на продвинутых эрудитов, а на любителей, чтобы привлечь массовую аудиторию. Вопросы поначалу брали из открытой базы, куда попадают задачи, отыгранные на чемпионатах «спортивного» «Что? Где? Когда?». Долгое время растущее движение корпоративных игроков под руководством Эдлина не имело никакого названия. Предприниматель говорит, что хотел получить лицензию телекомпании «Игра» на проведение игр под брендом ЧГК, но остался недоволен условиями.
Продвижением своего интеллектуального клуба Эдлин тогда никак не занимался, целиком полагаясь на сарафанное радио. После того как число команд доросло до 30, клубу пришлось переехать на более просторную площадку и разделить игроков на две лиги. «Я осознал, что это уже не просто развлекательное мероприятие для клиентов, а целое направление, которое можно и нужно развивать как бизнес», – вспоминает Эдлин. Среди игроков объявили конкурс на создание названия клуба – победил бренд «60 секунд». Заказывать вопросы стали профессиональным редакторам и организаторам турниров по спортивному ЧГК и тщательно отбирать те, что будут понятны любительской аудитории. «Для решения многих задач нужно лишь найти логическую цепочку внутри самого вопроса, – поясняет президент клуба «60 секунд». – Сложнее всего – преодолеть первый барьер и убедить потенциальных игроков, что для интеллектуальных игр необязательно быть эрудитом». Клуб получал комиссию от ресторана – 30% от обязательного депозита команды за стол или же 20-25% от общего чека. Игроки платили лишь за еду и напитки, а турниры для них были фактически бесплатными. Но на развитие этих доходов клубу не хватало. Поэтому предприниматель принял решение взимать еще и организационный сбор – по 100 рублей с человека (теперь — 150 рублей). По словам Эдлина, он боялся, что это отпугнет игроков, но этого не случилось: «билет на любое другое развлечение все равно стоит в несколько раз дороже».
«60 секунд» проводит 8-9 мероприятий в неделю, постоянно играют около 300 команд. По-прежнему большую часть выручки клубу дает комиссия от кафе и ресторанов, которые принимают игроков у себя (около 240 000 рублей в неделю), на втором месте доходы от организационных сборов, примерно четверть выручки дают корпоративы и частные заказы. По словам Эдлина, затраты на работу редакторов и организацию турнира составляют 30-40% от оборота.
Кто играет в облегченный вариант «Что? Где? Когда?».
Первое место в так называемой корпоративной лиге занимает команда инвестиционной компании «Финам», на втором месте – «Азбуки вкуса», на третьем – ABBYY.
В других лигах играют обычные москвичи – офисные работники и менеджеры, студенты.
«60 секунд» вышел и за пределы столицы – был открыт филиал в Санкт-Петербурге, а знакомые Эдлина по клубам интеллектуальных карточных игр предложили заняться продвижением в регионах. Первый филиал появился в небольшом Ижевске, но стал очень популярным – в городе с 600 000 жителей на игры регулярно собирается более 40 команд. Франчайзинговый опыт не всегда был удачным, в нескольких городах, например в Краснодаре и Казани, клубы по разным причинам закрывались. Эдлин уверен, что успех регионального филиала в таком специфическом бизнесе на 80-90% зависит от франчайзи, причем необязательно, чтобы у него был опыт участия в интеллектуальных играх.
С партнерами «60 секунд» делится наборами вопросов, инструментами для продвижения, помогает с рекламой в социальных сетях. Паушальный взнос составляет всего €200, а роялти – 25-30% от чистой прибыли. Филиалы клуба, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, открылись в 16 городах, в том числе в Таллине и черногорских Будве и Баре. С ростом количества лиг в Москве их разделили по уровню сложности – сейчас регулярно действуют шесть лиг, объединяющие более 300 команд. Например, в «Открытой лиге для новичков» не могут играть опытные знатоки ЧГК, но при желании самые сильные игроки они могут посоревноваться в «Суперлиге». Лиги собираются в разное время, как в будни, так и в выходные.
На интеллектуальных соревнованиях для любителей зарабатывают и создатели набирающих популярность «барных квизов» – викторин не только с текстовыми, но и с мультимедийными вопросами в картинках, видео, музыкальных мелодиях. В начале 2015 года в Санкт-Петербурге запустился квиз «МозгоБойня», созданный в Минске и развиваемый в России по франшизе, летом в Москве открылась «бар-олимпиада» «Мозгва». По словам Семена Черноножкина, партнера «МозгоБойни» в России, игры в Санкт-Петербурге проходят раз в две недели, длятся два вечера и собирают 75 команд, а ежемесячный оборот составляет около 300 000 рублей. Филиалы «МозгоБойни» уже открыты в Самаре, Петрозаводске, Брянске и Смоленске. «Мы не конкуренты «60 секунд», у нас разные целевые аудитории, хотя на первый взгляд мы тоже задаем вопросы и собираем ответы, – поясняет Черноножкин. – Наш формат весел, атмосферен, и главная его цель – общение и получение удовольствия. А проверить знания уже вторично».
По словам Эдлина, «60 секунд» тоже пробовал развивать формат «барного квиза», но постоянным игрокам он понравился меньше традиционных игр. Зато посетители «барных квизов» перестают бояться интеллектуальных соревнований и могут попробовать сыграть и в «60 секунд», считает он. Новый формат, в который предприниматель очень верит – соревнования для родителей с детьми. Вместе с проектом «Умная Москва» клуб недавно провел первые игры будущей «Детской Лиги», собравшие семь команд. Для «60 секунд» такая лига – еще и способ воспитывать будущую аудиторию. «Я стараюсь заглянуть вперед – что будет с клубом через 10 лет, через 15? – рассказывает основатель «60 секунд». – Вот эти дети подрастут и будут приходить к нам постоянно играть!»