К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Семейный принцип: шоколад для лифтинга, мармелад от тройняшек

фото Семена Каца для Forbes
фото Семена Каца для Forbes
Виталий и Ольга Муравьевы открывают первое российское шоколадное производство в Европе

Фабрика Pobeda Confectionery в латвийском городе Вентспилс по строгости архитектуры напоминает технологическое предприятие — стекло, металл, серые и красные панели. В тестовом режиме производство заработает в декабре 2015 года и далее будет выпускать шоколадную продукцию на экспорт. Что тут удивительного? Pobeda Confectionery — дочерний бизнес подмосковной фабрики «Победа», первое российское шоколадное производство в Евросоюзе.

«Нам давно стало понятно: если хочешь работать по миру, значит, надо открываться в Европе», – объясняет Виталий Муравьев, стоя у подъезда трехэтажного краснокирпичного здания, приписанного к деревне Клеменово Егорьевского района. «Победа» открылась здесь в 1999 году — тогда же, что «А. Коркунов» и чуть позже «Рузанны» и «Русского шоколада». В 2006-2007 годах все эти производства были куплены крупнейшими игроками рынка. «Победа» осталась сама по себе и расширила мощности почти в 3,5 раза. «Победе» удалось выстоять и не продаться. Но у них другая история, это семейный бизнес», — замечает Андрей Коркунов, бывший владелец «Одинцовской кондитерской фабрики».

Стартовый капитал супруги Виталий и Ольга Муравьевы заработали в перестроечные времена на пирожных «птичье молоко» — арендовали помещение и  своими руками оборудовали небольшой кондитерский цех. В начале 1990-х развернулись и открыли торговую компанию «Совимпекс» — импортные алкоголь, сигареты, шоколад. «Так мы заработали первый миллион долларов. Но поняли, что ни алкоголь, ни табак не доставляет нам радости, — говорит Виталий. — Рынок был дикий, совершенно разные люди одновременно вошли в бизнес, каждый со своей моралью. Одни верили на слово, а другие кидали «на доверие». В кабинах фур ездили автоматчики… В общем, те, кто делал бизнес в 1990-е, познали жизнь и человеческую натуру во всех ее проявлениях».

 

Кризис 1998 года подтолкнул многих торговцев инвестировать в производство. Муравьевы решили искать подходящее место для шоколадной фабрики. Однажды Ольга поехала в Коломну, но заблудилась и очутилась в окрестностях Егорьевска. «Вдали, за полями подсолнухов, я увидела разрушенное здание с кирпичной трубой. И вдруг подумала: это то, что нужно», — рассказывает она. Ее муж добавляет, что от бывшей текстильной фабрики остались только стены и часть крыши, по территории гуляли козы и ветер.

На запуск производства Муравьевы потратили около $900 000.

 

В поисках поставщиков лучшего сырья — чтобы делать шоколад в ценовом сегменте выше среднего — супруги побывали в Кот д’Ивуаре, Гане, Индонезии. 

В Бельгии приобрели фабричную линию мощностью 300 кг в час и несколько месяцев осваивали ее. Поскольку Виталий некогда учился в художественной школе, он сам нарисовал логотип бренда — «Победа вкуса» и потом создавал дизайн многих оберток конфет и шоколадных плиток.

Ставка на ценовой сегмент оказалась верной, на «Победе» устанавливались все новые линии. «Хорошие были времена, хотя тогда нам казалось, что трудно, — вспоминает начало 2000-х Андрей Коркунов. — Потребительский спрос рос с каждым годом, не было еще давления продуктовых сетей и такой жесткой конкуренции, как теперь». Когда «Победе» стало не хватать площадей, Муравьевы купили в Егорьевске старую овощную базу под новое производство — оно заработало в 2009 году.

 

Всего владельцы вложили в «Победу» $75 млн. Второе предприятие сейчас работает в четыре смены, снабжая продукцией 41 торговый филиал компании от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Продвигать свой шоколад Муравьевы начинали через оптовиков, связи с которыми наработали во времена «Совимпекса». Первый торговый филиал открыли в 2005 году в Егорьевске — он обслуживал розничные точки на юго-востоке Подмосковья. По словам Виталия Муравьева, продажи превзошли ожидания и показатели дистрибьюторов. За последующие два года «Победа» открыла филиалы еще в 10 городах Центральной России. Даже после кризиса 2008 года сеть расширялась. «Наши продажи росли, доступ к кредитам мы не теряли, поэтому открывали филиалы», — уточняет предприниматель.

Коммерческие расходы ООО «Кондитерская фабрика «Победа», включая затраты на рекламу, за 2010-2014 годы выросли с 90 млн рублей до 219 млн рублей (данные СПАРК). Но и выручка поднялась на 100% — с 1,4 млрд рублей до 2,8 млрд рублей.  Суммарные продажи двух егорьевских предприятий в 2014 году — около 4 млрд рублей. Для сравнения:  за те же пять лет годовая выручка «Русского шоколада», входящего в холдинг «Объединенные кондитеры», выросла в полтора раза, до 2,1 млрд рублей, а выручка принадлежащей корпорации Mars «Одинцовской кондитерской фабрики» — в 1,6 раза, до 4,1 млрд рублей.

Как уверяют супруги, предложения по покупке они получали почти от всех международных кондитерских компаний.

«Но нам продаваться неинтересно. Если бизнес растет, то зачем?» — пожимает плечами Виталий Муравьев, открывая двери в очередной цех, где уже начали делать к новогоднему сезону шоколадных Дедов Морозов. «У нас пятеро детей, мы хотим, чтобы бизнес продолжали они, — развивает тему Ольга. — Кстати, на этой формовочной линии наши дети уже поработали операторами». Старший, 27-летний сын Андрей назначен генеральным директором латвийской фабрики. Младшие сыновья — 10-летние тройняшки — сочиняют новые рецепты. Так, они придумали мармелад в виде пальчиков, который скоро будет запущен в производство, и шоколад со «взрывным» сахаром.

На фабрике Муравьевых вообще любят экспериментировать. «Вы пробовали когда-нибудь шоколад с сыром? А полосатый мармелад со сгущенкой? — интересуется Ольга. — Рецепты — как музыка, они приходят по вдохновению. Мы не ставим себе каких-то ограничений». Однако Виталий формулирует правило творческого подхода иначе: «Мы анализируем, чего не хватает на рынке, где ошибаются наши конкуренты, и стараемся сделать лучше». Новое увлечение владельцев «Победы» — нишевый шоколад. Например, с экстрактом стевии — натурального заменителя сахара. К выводу на рынок готовят энергетический шоколад — для тех, кто занимается спортом, а также шоколад, повышающий иммунитет, шоколад для снятия усталости ног и даже шоколад для лифтинга лица, содержащий вещества, улучшащие лимфодренаж и кровообращение.

 

За прошлый год на двух предприятиях «Победы» изготовили 80 000 тонн шоколада и конфет. Около 30% объема производства пришлось на так называемые CTM — торговые марки розничных сетей. «Мы первыми стали делать шоколад с большим сроком годности — до двух лет, — утверждает Ольга Муравьева. — Причем добились этого не за счет консервантов, а с помощью специальной технологии кристаллизации шоколада». Такой шоколад закупают несколько компаний, участвующих в тендерах на поставки продуктов Министерству обороны для сухих армейских пайков. Долю этих поставок в общем объеме продаж владельцы «Победы» не раскрывают.

Экспорт (Муравьевы искали покупателей на крупных международных выставках) пока не приносит «Победе» ощутимого дохода. Хотя поставки налажены в 20 стран: СНГ, Восточная и Западная Европа, ОАЭ, Индия, Китай, США. Америка — главный для егорьевской фабрики зарубежный рынок, ежемесячно туда отправляют 40 тонн шоколада. По словам Андрея Коркунова, его компания тоже пыталась выйти на американский и европейский рынок, но «силенок не хватило». ОКФ купила корпорация Wrigley, затем поглощенная Mars, и уже транснациональный собственник привел «А. Коркунова» в Германию, США, Канаду.

Пока что, работая на экспорт из России, «Победа» не получает прибыли, а только завоевывает заграничного покупателя. «Из-за ввозных пошлин на какао наша продукция в итоге оказывается на Западе дороже, чем у местных производителей, — поясняет Виталий Муравьев. — Но как только заработает латвийская фабрика, появится и прибыль. Мы сэкономим на логистике. Кроме того, Вентспилс — это свободная экономическая зона, мы можем беспошлинно завозить сырье, а значит, снизить цену, не теряя в качестве».

В поисках места для нового предприятия Муравьевы объездили всю Прибалтику и в итоге выбрали портовый Вентспилс.

 

Со второго этажа фабрики, изначально сооруженной для  производства древесно-стружечных плит, видно Балтийское море. Общий объем инвестиций в ее покупку и переоборудование (пока незавершенное) — €5-6 млн. «Победа» участвует в программе ЕС соинвестирования новых производств. Пока Муравьевы вкладывают собственные деньги, но, когда фабрика заработает, им могут вернуть от 30% до 45% вложений. C заключением контрактов по латвийскому проекту они успели до девальвации рубля, поэтому кризис не сказался на планах компании. Производство начнется с плиточного шоколада — он пользуется наибольшим спросом. Объем выпуска на первом этапе — около 1000 тонн в месяц.

«Мы все время что-то придумываем, — Ольга Муравьева берет с конвейерной ленты конфету на пробу. — Специально для этих конфет купили новую вафельную линию, я о ней давно мечтала». «Кто-то мечтает о сумочках, а Ольга — о производственных линиях, — смеется муж и продолжает серьезным тоном: — По-хорошему нам надо уходить в Азию — вот где растущие рынки. Двигаться в Китай или в Индию. Думаю, это будет наш следующий проект. А Латвия — своего рода тренировка».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+