Чуть менее года назад, в августе 2011 года, Forbes раскрыл подробности бизнеса футбольного ЦСКА, основываясь на финансовой отчетности акционера клуба — компании Bluecastle Enterprises Limited (BEL) за 2008-2009 годы. Теперь в распоряжении Forbes оказалась отчетность BEL за 2010 год. На наш взгляд, этот документ достоверно отражает финансовое состояние ЦСКА, ведь кроме футбольного клуба в отчетности консолидированы только «Спортивная тренировочная база Октябрь», «Детская спортивная школа ПФК ЦСКА» и ООО «АВО-Капитал» (с незначительными финансовыми показателями).
Консолидация 100% ЦСКА
В отчетности говорится, что BEL выкупила у Министерства обороны России 24,94% акций футбольного клуба и стала единоличным владельцем ЦСКА. Балансовая стоимость этих акций оценивается в финансовой отчетности в -$6,15 млн. Но BEL заплатила за долю Минобороны $353 тысячи и отразила в своей отчетности гудвилл (разница между ценой приобретения и балансовой стоимостью) в $6,5 млн.
Много или мало — $353 тысячи за без малого 25% одного из ведущих футбольных клубов страны? С одной стороны, в интервью Forbes в прошлом году президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер говорил, что независимый оценщик оценивал стоимость клуба в $340 млн. С другой, текущую капитализацию игроков ЦСКА сайт transfermarkt.de определяет в €137,3 млн (или $180,4 млн), а долги BEL (об этом ниже) превышают $200 млн и собственный капитал у группы отрицательный — -$10 млн. Нельзя забыть и тот факт, что у клуба до сих пор нет собственного стадиона, одного из ключевых активов в спортивном бизнесе.
Возможно, относительно низкая сумма за почти блокирующий пакет ЦСКА объясняется тем, что купля-продажа акций являлась частью сделки по покупке земли у Министерства обороны под будущий стадион: в 2010 году футбольный клуб, по информации «Коммерсанта», заплатил министерству около 1 млрд рублей за 6,4 га.
Получить комментарии у ПФК ЦСКА и Минобороны на момент сдачи материала не удалось.
Финансы
Выручка BEL в 2010 году выросла на 9% до $48,3 млн. Здесь необходимо сделать оговорку: особенности отчетности футбольных клубов таковы, что выручка не полностью отражает финансовую деятельность клуба. Например, доходы от продажи игроков выделены в отдельную строку и в выручке не учитываются (кстати, приобретение игроков не отражается в отчете о прибылях и убытках, не оказывая влияния соответственно на прибыль/убыток).
Тем не менее, BEL впервые раскрыла структуру выручки: продажа телевизионных прав принесла $19,4 млн, реклама и спонсоры — $19,9 млн, билетная программа — еще $4,7 млн.
Сколько ЦСКА приносит спонсорство? В феврале 2010 года клуб подписал 11-месячное соглашение с «Башнефтью» на $7 млн (включая НДС — $1,07 млн). Спустя год ЦСКА заключил рекламные контракты с Русской медной компанией и Уральским банком реконструкции и развития миллиардера Игоря Алтушкина и компанией «Крок» на сумму $4,77 млн (НДС — $727 тысячи), следует из отчетности.
Отдельного внимания заслуживают долги BEL: общая задолженность по кредитам на конец 2010 года составляла $202,9 млн (для сравнения у клубов Tottenham Hotspur и Arsenal — $123 млн и $670 млн соответственно). Но все кредиты взяты у связанных сторон, например, бывший акционер BEL — компания Macasyng одолжила $44,1 млн. Большая часть кредитов выдана по низкой процентной ставке или вовсе без процентов: в 2010 году выплата по процентам составила всего $33 тысячи. А кредиты к погашению в 2011 году были пролонгированы до 2016 года.
Трансферы
В течение последних лет ЦСКА ежегодно расставался с одним знаковым игроком, продажа которого, как правило, обеспечивала подавляющую часть трансферной выручки. В 2008 году это был Жо, которого купил Manchester City за $37,8 млн. В 2009 году — Юрий Жирков, проданный в Chelsea за $16 млн. В 2010 году таким игроком стал Милош Красич, за которого Juventus заплатил ЦСКА $17,9 млн.
В отчетности BEL также раскрыты подробности по трансферу бывшей звезды ЦСКА Даниэля Карвальо, которого по словам Гинера, «замучила еда», не позволившая продолжить карьеру на высоком уровне. В 2010 году футболист перешел в бразильскую команду Atletico Mineiro. Сумма трансфера составила $506 тысяч, из которых ЦСКА получил $381 тысячу, остальные достались первому клубу Карвальо — бразильскому Internacional.
2010 год стал первым годом за последние сезоны для ЦСКА, когда затраты на игроков превысили доходы от их продажи. Можно предположить, что удачная бизнес-модель Евгения Гинера «купи дешевле — продай дороже» подошла к логическому завершению, ведь последние покупки ЦСКА совершал по достаточно высоким ценам $9-12 млн, и пока ни один из игроков не «выстрелил» так, чтобы кратно увеличить свою стоимость.