«Шутки шутками, а из-за этого ролика 3-5 ноября на территории России может быть полностью заблокирован весь YouTube», — написал в микроблоге Twitter министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Так он отреагировал на выступление в эфире телеканала «Дождь» сенатора Руслана Гаттарова, который обратился в Генпрокуратуру с просьбой запретить распространение в интернете трейлера к нашумевшему фильму «Невинность мусульман». Лента уже спровоцировала массовые беспорядки во многих странах Азии и Ближнего Востока, включая нападение на посольство США в ливийском Бенгази и убийство главы дипмиссии Кристофера Стивенса.
Гнев американских властей и возмущенных приверженцев ислама обрушился на Google — владельца крупнейшего мирового видеохостинга YouTube, превратившегося в основную площадку для распространения фильма. На просьбу Белого дома удалить ролик с сайта компания ответила отказом. Эскалация конфликта, впрочем, убедила Google в необходимости корректировки позиции для некоторых стран.
В России Генпрокуратура лишь готовит постановление о включении «Невиновности» в список запрещенных экстремистских материалов. Вступить в силу этот документ должен по решению суда. До тех пор регулировать распространение материала в сети и применять санкции к ресурсам-нарушителям надзорное ведомство не может. Во избежание эскалации конфликта Роскомнадзор уже настоятельно рекомендовал операторам связи и журналистам не дожидаться судебных санкций, а в рамках профилактики блокировать доступ к фильму и не давать ссылок на него. В противном случае редакциям будет грозить наказание вплоть до полной приостановки деятельности, предупредило ведомство.
Российский офис Google перенаправил предостережения регуляторов в штаб-квартиру компании в США — американская сторона изучит аргументы чиновников для принятия решения по администрированию отечественного сегмента YouTube. Операторы на просьбу Роскомнадзора уже отреагировали. О готовности во внесудебном порядке урегулировать вопрос с ограничением доступа к скандальному фильму объявили, в частности, «Вымпелком» и «Мегафон».
Роскомнадзору с 1 ноября предстоит взять на себя функции контроля над исполнением нового закона о так называемых черных списках Рунета. Документ, на который в своем сообщении сослался Никифоров, предполагает создание в России реестра сайтов, распространяющих вредную для детской психики информацию (порнография, инструкции по суицидам или пропаганда наркотиков). Глава Минкомсвязи посоветовал обратить внимание на пункты 7-10 статьи 15.
Речь в этой части закона идет о механизме донесения до владельца ресурса предупреждения о нарушении. После того как Роскомнадзор уведомит провайдера о включении домена или URL-адреса страницы в «черный список», у того будут одни сутки на передачу этой информации хозяину «адреса». Владелец, в свою очередь, обязан незамедлительно удалить вредоносный контент — тоже за 24 часа. На третий день «в случае отказа или бездействия» провайдер обязан ограничить доступ к сайту. Если операторы связи или владельцы ресурсов не реагируют на сигнал Роскомнадзора в течение трех суток, адрес включается в «стоп-лист». На следующий день доступ к нему должен быть закрыт. Таким образом, вся процедура потенциальной блокировки YouTube может занять максимум пять дней, поэтому Никифоров и обозначил срок 3-5 ноября. «Если закон принят, то он исполняется. Если будет решение суда и YouTube не снимет ролик, то доступ будет ограничен», — констатировал министр.
Спасти видеохостинг от полной блокировки могут поправки к закону о «черных списках», согласованные интернет-сообществом с Минкомсвязи. Эти положения к 1 ноября должны быть приняты в виде подзаконных нормативных актов. Речь идет о дифференциации ресурсов, в которых Роскомнадзор будет закрывать доступ, по трем категориям. Блокировка по IP-адресу будет допустима лишь в случаях, когда это не повлечет за собой блокировки невиновных ресурсов. То есть на IP должен быть только сайт, включенный в «черный список». Доменные имена предлагается вносить в реестр в случаях, если весь ресурс посвящен распространению запрещенной информации, что явно к YouTube не относится. В остальных случаях в реестр должен вноситься URL, считают эксперты из Российской ассоциации электронных коммуникаций.
Ситуация вокруг YouTube касается не столько технологий, сколько низкого качества законов и глупости их исполнителей, убежден медиадиректор SUP Media Антон Носик. В Индии, Египте, Ливии и еще нескольких странах был закрыт доступ к конкретному фильму, а видеохостинг продолжает работать. То есть технически блокировка всего ресурса не требуется, объясняет собеседник Forbes. Заявления, подобные словам Никифорова, свидетельствуют о небеспочвенном характере опасений в связи с законом о «черных списках»: его свободная трактовка может привести к появлению в интернете аналога китайского «файервола», опасается Носик. По его мнению, буквально следуя требованиям документа, власти смогут закрыть любой ресурс, «от YouTube до Facebook». «Если задача состоит в том, чтобы ограничить доступ к опасному контенту, проблем не будет. Но если задача — закрыть неугодный ресурс, то и это выполнимо в новых реалиях», — заключает эксперт.
Одними из первых доступ к YouTube закрыли власти Пакистана, затем на аналогичный шаг пошли в Бангладеш. В Афганистане блокировали доступ не только к видеохостингу, но и ко всем остальным сервисам Google, включая почту Gmail. Сама компания закрыла опцию просмотра скандального фильма в Египте, Ливии, Индии и Индонезии, сославшись на несоответствие материала законодательству этих стран. По какому сценарию будет развиваться ситуация в России, остается только гадать.