Когда в 1992 году Джордж Буш торжественно объявил о том, что с божьей помощью Америка выиграла холодную войну, 45-летний бизнесмен Митт Ромни не интересовался международными делами. 20 лет назад он в качестве кризисного управляющего спасал от банкротства финансовую компанию. Санация прошла удачно, и в конце года Ромни вернул партнерам бразды правления. К этому моменту Буш проиграл президентские выборы Биллу Клинтону. Глобальные достижения главы Белого дома — на его срок пришлись крах коммунизма, распад СССР и победоносная война в Персидском заливе — сыграли с ним злую шутку. У американцев создалось ощущение, что все враги повержены, угроз не осталось, а вот рецессия — настоящая беда. И лозунг Клинтона «Дело в экономике, глупец» перевесил.
Клинтон при этом охотно занимался внешней политикой, в частности, в центре его внимания была Россия, где он рассчитывал на успешную трансформацию. К концу 1990-х теперь уже Джордж Буш — младший упрекал оппонента, что тот увлекся демократическим интервенционизмом и «потерял Россию», которая превратилась в несостоятельную клептократию. Буш за два срока прошел путь от едва ли не изоляциониста до главы государства, которое активно воюет и вмешивается повсюду. Отношение к России тоже пережило разные стадии — от равнодушия, свойственного неоконсерваторам, до раздражения тем, что Москва противодействует глобальной стратегии Вашингтона.
Ромни тем временем пошел в политику. И в 2012-м прорвался на самый верх, став кандидатом в президенты. Внешняя политика по-прежнему не его конек, республиканец упирает на экономику, в которой, по его мнению, Барак Обама ничего не понимает. Но удивительным образом Ромни как будто возвращается на 20 лет назад, стремясь не формулировать стратегию на будущее, а воскресить дух победы в том великом состязании, напряженном и опасном.
На сайте Митта Ромни в разделе «Россия» говорится: «Россия — это дестабилизирующая сила на мировой арене. Ее нужно сдерживать». С весны он трижды назвал Россию главным геополитическим врагом Америки. Комментаторы хихикают: претендент не заметил, что холодная война давно завершилась, а Россия несравнима с СССР. Впрочем, скорее всего, дело не в том, что Ромни настолько неадекватен. Ему, как и многим политикам, очень хочется ясности и простоты. Неслучайно в команде кандидата состоит неоконсервативный публицист Роберт Кейган, который в 2000-е годы произвел две яркие концепции, призванные нарисовать понятную картину мира. Одна в 2002 году обосновывала однополюсность мира: Новый Свет становится силовым гегемоном, фактически мировой империей. Вторая несколько лет спустя, напротив, возрождала двухполюсную идеологическую конфронтацию: Запад должен сплотиться перед угрозой авторитарного капитализма в лице Китая и России. Обе искусственны, но востребованы — по причине своей прямолинейности.
Барак Обама из-за возраста (он почти на 15 лет моложе Ромни) более чуток к фундаментальным сдвигам в международной архитектуре. Мир холодной войны ушел безвозвратно, а новая ситуация требует отказа от привычных догм. Митт Ромни, развенчивая Обаму, надеется, напротив, возродить старое доброе рейгановское время, когда Америка подходила к пику своего могущества, опираясь на силу оружия и идеологии. Заставить «город на холме» сиять еще ярче, сплотиться вокруг незыблемых ценностей, собрать обратно верных союзников по НАТО, наказать «плохих парней» — и вот он, новый американский век.
Если Ромни станет президентом, его ждет разочарование. Ни эпоха Рейгана, ни активизм Клинтона, ни интервенционизм Буша, ни даже гибкость Обамы не работают в запутанном мире, где больше нет простых схем. А оздоровление мировой политики — задача, несопоставимая с санацией крупных компаний, в чем мультимиллионер Ромни некогда был так силен.