Главным героем съезда Республиканской партии в Тампе неожиданно стал не Митт Ромни, благополучно выдвинутый на пост президента, а его супруга Энн. Вчерашняя речь жены политика по-настоящему пленила американскую прессу: в среду ее фотографии и положительные статьи о потенциальной «первой леди» появились даже в традиционно поддерживающих демократов СМИ. Впрочем, супруга кандидата остается одним из немногих «светлых пятен» в критикуемой кампании республиканцев.
Ромни: инструкция для женщин
Прекрасно иллюстрирует общее позитивное впечатление общественности от Энн Ромни газета The Los Angeles Times. «Республиканцы наконец-то нашли кого-то, кто искренне верит в перспективы президента Митта Ромни: это его жена, Энн. На поиски такого человека у партии ушло много времени», — иронизирует издание. Имя кандидата на самом конвенте упоминалось не так уж часто, к тому же новостной фон «затмил» ураган Исаак. И даже при таком раскладе фамилия «Ромни» редко слетала с уст спикеров съезда. Авторитетные республиканцы с трибуны много говорили о традиционных американских ценностях, критиковали администрацию Барака Обамы за неспособность решить экономические проблемы, рассуждали об угрозе заката государства в случае продолжения нынешнего политического курса — в общем, затрагивали все темы, кроме достоинств собственного кандидата.
Ситуация изменилась с выходом на сцену Энн Ромни. Вся ее эмоциональная речь была посвящена одной цели: «смягчить» образ мужа, сделать его более человечным и близким. Политик, несмотря на успех в праймериз, для множества американцев так и остался «темной лошадкой». Как о личности о Ромни затрудняются рассуждать даже эксперты, в нем слишком мало обаяния, особенно на фоне Обамы. «Его жена была там, чтобы сообщить всем секретный код от этого шифра», — констатирует LA Times.
«Я люблю женщин», — говорила жена Ромни, и политологи дружно интерпретировали эти слова как стремление штаба кандидата ликвидировать отставание от Обамы среди женского электората. Несмотря на то что все американцы сегодня много работают, чтобы «просто выживать», именно на женскую долю выпадают самые тяжелые испытания, убеждала республиканцев Энн Ромни. «Не думаю, что мужчины понимают это, но все женщины сегодня не ищут легких путей», — констатировала жена политика. Задушевная беседа с потенциальными избирательницами стала тонким ходом, признает газета. Передавая слово мужу, Энн Ромни не преминула вспомнить о том, как с четверть века тому назад встретила «высокого обаятельного парня на танцах», и о том, как сильны их любовь и доверие по сей день. «Никто не будет работать ради вас с большей отдачей, никто не будет заботиться о вас больше, чем он. Этот человек не подведет, на него можно положиться», — так простая и убедительная риторика от любящей супруги завоевала сердца американцев.
Райан расправил плечи
Другую ключевую фигуру из стана республиканцев внимательно рассматривает журналист Foreign Policy Элан Джорно. Автора привлекло недавнее признание политика в любви к книге Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Это произведение входит в программу обязательного чтения для всех подчиненных Райана, а на самого республиканца знаменитый бестселлер и вовсе произвел неизгладимое впечатление: «Причина, по которой я решился попробовать себя на ниве госслужбы, по большому счету, следствие влияния, которое на меня оказала Айн Рэнд». Действительно, анализ речей, статей и других продуктов публичной деятельности конгрессмена из Висконсина дает почву для спекуляций на тему сильной подверженности политика идеям автора «Атланта». Впрочем, во внутренней политике влияние на мировоззрение Райна неоднозначно: католический догматик, он не слишком походит по убеждениям на атеистку Рэнд, отстаивавшую принцип отделения церкви от государства. Гораздо интереснее взгляды потенциального вице-президента и философа на внешнюю политику США.
В работе «Капитализм: неизвестный идеал» Рэнд изложила собственное видение понятий прав человека и природы власти. По ее мнению, идеальное правительство — слуга, а не хозяин гражданина. Единственная функция власти — охранять права личности, поясняла писательница. Под «правами» она понимала свободу принятия «всех необходимых действий, которые разумное существо должно осуществлять для поддержки, развития и получения удовольствия от жизни». При этом человек не должен ждать удовлетворения собственных потребностей от других индивидов, а рассчитывать на собственные силы. Это означает, что Рэнд проповедовала принципы свободного рынка и неприкосновенности частной собственности без всякого регулирования и развития социальных программ наподобие «обамовской» реформы медицинского страхования. Райан, напротив, склонен к поддержке подобных инициатив, предполагающих разрастание регулятивной функции государства. Во внешней политике взгляды Рэнд предполагали защиту прав американцев, и только американцев. Война за рубежом возможна только в самых исключительных обстоятельствах. Эти принципы полностью противоречат нынешней республиканской догме о распространении демократических ценностей под протекцией армии США.