К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кризисный формат: почему растет влияние «большой двадцатки»

фото AP
фото AP
У G20, призванной реагировать на экономические кризисы, нет иного выхода, кроме как обретать политическое измерение

«Большая двадцатка» своим рождением обязана кризисам: сначала азиатскому 1997 года, когда этот формат появился на уровне министров, а потом мировому финансовому 2008-го. «Двадцатка», спешно собранная на высшем уровне по инициативе Джорджа Буша, выполнила функцию психотерапевта для рынков. С тех пор фокус внимания — глобальная экономика, деньги, торговля.

Сейчас G20 переживает быструю трансформацию — из чисто экономического во все более политический орган. Не потому, что так решили, а сама по себе — вследствие логики всеобщего развития.

Оказалось, что политика в современном мире — куда более определяющий фактор развития экономики, чем представлялось на заре современной глобализации.

 

В осеннем выпуске журнала Foreign Affairs экономист Ручир Шарма из Goldman Sachs обратил внимание на то, что фондовые рынки стали невероятно чувствительны к политической конъюнктуре, особенно к фактору личного лидерства. Это частное проявление общей тенденции. Политические ожидания как бы отсоединяются от экономики, споря с Карлом Марксом и Адамом Смитом.

Важнейшим фактором экономической нестабильности в мире становится политическая неупорядоченность, то, что после окончания холодной войны так и не появилось устойчивое мировое устройство. Одно время думали, что экономическое переплетение его и обеспечит. Но нет, доказательством чему — плачевное состояние мировой системы, каскад опасных коллизий без малейшего понимания, как их решать.

 

Глобализация не устранила геополитическое соперничество и противоречия между крупными державами, как надеялись четверть века назад.

А если взаимозависимость не предотвращает конфликты, то она их усугубляет, урон становится всеобщим.

События 2014 года — тому свидетельство. Санкции и взаимное давление пагубны для экономики. И для атакующей, и для обороняющейся стороны. Однако политическая логика преобладает, азарт противостояния берет верх. По причине тесной взаимосвязи всего и вся эффект ощущают и те, кто к конфликту отношения не имеет. Они ведь тоже часть общей экономики. У «большой двадцатки», призванной реагировать на экономические кризисы, нет иного выхода, кроме как обретать политическое измерение. Тем более что у нее есть предпосылки занять место наиболее влиятельного органа глобального регулирования.

 

Совет безопасности ООН страдает пороком, который не исправить: он недостаточно представителен и отражает расстановку мировых сил образца 70-летней давности. С этим ничего не сделать. Реформа Совбеза — расширение, наделение новых стран правом вето, изменение процедуры — возможна только с согласия нынешней «большой пятерки». Она же перемены никогда не одобрит, ибо не было прецедента, чтобы державы добровольно делились привилегиями, которыми законно обладают.

Но даже если случится чудо и постоянные члены СБ захотят расширить элитарный клуб, в рамках Генассамблеи нереально договориться, кто его пополнит. По географическому признаку? По населению? По политическому весу? По размеру экономики? Шансов на скоординированный подход нет. Прежний-то состав «высшей лиги» формировался по итогам мировой войны, вопросов не возникало — победители решают. А как без войны?

Еще один орган, претендовавший на роль «мирового правительства», — G8. Ее отменили, России там больше не будет. А тогда это не более чем западный клуб. Крайне влиятельный, но, естественно, никем за его пределами не признаваемый в качестве начальства.

«Двадцатка» — орган произвольный, но логичный. Два десятка крупнейших экономик — понятный критерий. Само собой получилось, что набор репрезентативный. Страны и развивающиеся, и развитые. И технологические, и сырьевые. И демократические, и авторитарные. Все основные культуры и религии. Полное региональное представительство — от Крайнего Севера до юга Тихого океана. Формальной легитимности нет, но неформальная признается.

В G20 никто не может диктовать: взгляды разные, а равны все не по уставу, а по факту. Неоднородность состава обеспечивает возможность маневра и коалиций.

 

В 2013 году «двадцатка» внесла весомый вклад в мировую политику. Горячая дискуссия за ужином в Санкт-Петербурге, когда мнения разделились пополам, и 15-минутный разговор на полях Путина и Обамы предотвратили интервенцию в Сирии. Это один из очень немногих примеров того, что современные проблемы можно решать, а не только создавать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+