21 ноября Госдума приняла в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, позволяющие ввести в городах федерального значения торговый сбор, размер которого будет привязан к стоимости патента на торговую деятельность. Московские предприниматели смогут протестировать действие новых поправок уже с 1 июля следующего года.
По мнению авторов законодательной инициативы, введение нового торгового сбора не несет фискальной нагрузки и не приведет к увеличению налогового бремени для предпринимателей. Это объясняется тем, что в случае с ИП, большинство которых платят налоги по упрощенной системе (УСН), налоговые взносы уменьшаются на величину торгового сбора. В случае же с крупными ритейлерами, которые платят по основной системе налогообложения, будет снижаться величина налога на прибыль на размер того же торгового сбора.
По идее, ни для мелких торговцев, ни для крупных ритейлеров ничего не должно измениться.
Однако на самом деле это не так.
Начнем с ИП и патентов на предпринимательскую деятельность, к которым хотят привязать новый торговый сбор. Дело в том, что патенты не популярны среди московских предпринимателей — по ним работает всего лишь 8% ИП. Как известно, патент заменяет собой ряд налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, НДС. Патентная система предполагает уплату единого налога по ставке 6% от потенциально возможного дохода, который регламентируется региональным законодательством. Однако ИП, применяющие патентную систему налогообложения, продолжают уплачивать страховые взносы, именно этим объясняется ее непопулярность среди бизнесменов.
Другое дело упрощенная система налогообложения, при которой ИП перечисляют в бюджет налог — либо 6% от дохода, либо 15% от разницы между доходом и расходом, а страховые взносы имеют право вычесть из сумм налога либо налоговой базы. Это выгодно предпринимателям, но невыгодно местному бюджету, поскольку выпадает часть налогов.
По идее, новый торговый сбор не должен превышать стоимость патента и налога по УСН. Именно поэтому инициаторы поправки к налоговому кодексу отказываются признавать фискальный характер торгового сбора. Однако здесь есть небольшой нюанс, который не учитывается. Торговый сбор привязан к площади, а не к прибыли предпринимателя. Получается так, что, если торговая площадь значительно больше 50 кв. м, то торговый сбор может в разы превышать величину налогов по упрощенке. Например, возьмем торговую площадь 150 кв. м с ежемесячной прибылью 100 000 рублей. По УСН предприниматель платил бы в месяц 15 000 рублей, а при введении торгового сбора он вынужден будет платить уже 30 000 рублей.
И главная проблема здесь в том, что ИП вынужден будет платить торговый сбор даже при снижении продаж и отсутствии прибыли.
Возникнут проблемы и у предпринимателей, торговая площадь которых гораздо меньше 50 кв. м. Так, за 20 кв. м бизнесмен будет вынужден платить 150 000 рублей (стоимость патента, к которому привязан торговый сбор) в год, независимо от полученного дохода. Притом что предприниматель, который имеет, допустим, 52 кв. м, будет платить не 150 000 руб., а 123 000 руб., поскольку, по закону, если площадь больше 50 кв. м, то выплаты рассчитываются исходя из произведения размера площади на ставку сбора (2400 рублей в год).
Авторы законодательной инициативы ожидают, что введение торгового сбора позволит привлечь дополнительные 3 млрд рублей в бюджет Москвы. Однако предпринимателям эта цифра кажется даже заниженной. Так, по оценкам ОПОРЫ России, поступления в бюджет столицы могут составить около 8,5 млрд рублей. Можно предположить, что при расчете экономического обоснования введения торгового сбора авторы не учли разницы в торговых площадях, поэтому получилась заниженная цифра.
Что касается крупных ритейлеров, то фактически им тоже грозит рост налоговой нагрузки.
Проблемы не будет, если налог на прибыль, который ритейлеры уплачивают в казну субъекта, значительно превысит размер торгового сбора. Но выручка — величина нестабильная, особенно в условиях падения продаж из-за снижения покупательской способности россиян на фоне кризиса. Если сегодня прибыль оказалась больше торгового сбора, не факт, что в следующем году продажи будут на уровне достаточном для покрытия сбора. Более того, торговый сбор не учитывает инвестиционную деятельность, которая дает льготы при уплате налога на прибыль.
Другой стороной медали является возможность субъектов изменять условия патента, а именно — ставки за 1 кв. м. 19 ноября Мосгордума внесла изменения в закон «О патентной системе налогообложения», в соответствии с которыми стоимость патента дифференцируется в зависимости от месторасположения магазина. В этом случае вполне объективны и оправданны опасения предпринимателей по поводу роста ставок торгового сбора.
В результате введения торгового сбора как ИП, так и крупные ритейлеры будут поставлены перед выбором: либо закрывать торговые залы, либо снижать инвестиции, либо повышать розничные цены, либо уходить в тень. В любом случае деловая активность снизится так же, как и налогооблагаемая база.