Опыт эмирата: почему меняется бизнес-модель дубайского лоукостера
19 марта в Ростове-на-Дону потерпел крушение самолет авиакомпании-лоукостера flydubai. Все, кто находились на борту, погибли. Причиной катастрофы могли стать сложные метеоусловия, а также ошибка экипажа. В октябре 2014 года исполнительный директор flydubai Гейт Аль Гейт рассказал в интервью Forbes о том, как создавалась и за счет чего развивается авиакомпания.
В России было три неудачных попытки создать лоукост-авиаперевозчика. В 2011 году прекратились полеты авиакомпании SkyExpress (начала работу в 2006-м) и «Авианова» (летала с 2009-го), в августе 2014-го из-за санкций ЕС в отношении России приостановил деятельность «Добролет» (летал с осени 2013-го). Бюджетная авиакомпания flydubai, созданная в 2008 году правительством Дубая, вышла на российский рынок в 2010 году и сейчас, после того как запустила 23 сентября ежедневные рейсы из Дубая в московский аэропорт Внуково, выполняет полеты в девять городов страны. flydubai получила первоначальное финансирование от правительства Дубая и начала приносить прибыль уже на третьем году жизни, в 2013 году выручка выросла на 47% (мировой рынок авиаперевозок увеличился лишь на 5,1%).
В Дубае базируется одна из крупнейших авиационных компаний мира Emirates Airline, зачем эмират решил создать конкурирующую с ней flydubai?
— flydubai вырос из Emirates Airline, в которой я проработал на разных должностях 23 года. В определенный момент стало понятно, что Emirates не охватывает некоторые группы потребителей и направления. Они просто не были приоритетными для Emirates, новая компания должна была закрыть эти сегменты.
Для Дубая всячески поддерживать и развивать конкуренцию и соревнование – это норма. Да, мы конкурируем за клиента, у нас нет никаких взаимных ограничений, мы можем летать в любом направлении. С этим никаких проблем не возникает.
Компания была создана в 2008 году, в 2009-м Дубай оказался на грани банкротства с долгом в $80 млрд, это как-то сказалось на компании, финансирование вам не урезали?
— Мировой финансовый кризис разразился на втором году жизни компании. Не только Дубай, почти весь мир столкнулся с финансовым кризисом. Мы разместили заказ на покупку 50 самолетов в 2008 году на авиасалоне в Фарнборо и уже 1 июня 2009 года осуществили первый коммерческий полет из Дубая в Бейрут. И конечно же, очень важным было то, что правительство Дубая относилось к авиакомпании не просто как к коммерческому проекту, а как к созданию еще одного важного элемента общей инфраструктуры и развития туризма.
Будущее компании было четким и ясным, обстоятельства были понятными, поэтому мы не остановились, а пошли дальше.
Как в Объединенных Арабских Эмиратах происходит рождение новой государственной компании, кто автор идеи и основатель?
— Правительство эмирата имеет четкую концепцию развития страны, в нашем случае по развитию инфраструктуры и туризма. Председатель совета директоров нашей авиакомпании – его Величество шейх Ахмед бен Аль Мактум (председатель совета директоров и исполнительный директор Emirates Airline и Emirates Group, президент Департамента гражданской авиации эмирата Дубай, дядя вице-президента и премьер-министра ОАЭ и нынешнего правителя Дубая шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума — Forbes), мы долго с ним работали вместе, обсуждали, кроме всего прочего, и возможности усилить позиции Дубая в области авиаперевозок. Анализировали рынок, мировой опыт и в результате пришли к выводу, что нужно создавать еще одну авиакомпанию. Остальное уже дело техники.
Существует ли между вашей компанией и Emirates Airline борьба за деньги правительства?
— Нет. Если вы думаете, что правительство нам ежегодно выделяет какие-либо средства, то вы ошибаетесь. Деньги были выделены всего один раз на создание flydubai – 500 млн дирхам (около $140 млн), дальнейшие наши расходы покрывались из собственной выручки.
Конечно, мы активно используем договоры возвратного лизинга, берем кредиты, но это зависит только от нашей доходности и истории компании, мы даже правительственные гарантии не используем. Я отвечаю за успех компании. Мы развиваемся в правильном направлении, прибыль начали получать уже на третий год после создания компании и с тех пор работаем с прибылью уже второй год, что позволяет нам закупать новые самолеты, улучшать качество и сервис. В 2013 году на Дубайском авиашоу мы сделали заказ на 75 бортов Boeing 737 MAX 8 и 11 самолетов Boeing 737-800 NG, кроме того у нас еще есть право покупки 25 бортов Boeing 737 MAX 8.
Наш бизнес не привязан к ожиданиям и требованиям правительства. И правительство не вмешивается в нашу деятельность, у него другие цели – развивать страну, инфраструктуру, создавать простые правила ведения бизнеса, привлечения инвестиций, формировать среду, в которой мы могли бы добиться успеха.
Компания была создана как лоукост-перевозчик, но со временем на самолетах появился бизнес-класс, развлекательные системы. С чем это связано?
— Я считаю нормальным, что не все наши планы были реализованы в их изначальном замысле. Аспект низкой стоимости очень важен для нас. Во всем, что мы делаем, включая организацию внутреннего пространства, дизайна салона, мы придерживаемся принципа максимальной эффективности. Но требования пассажиров очень разнообразны, и мы решили не ограничиваться только одним классом обслуживания. В нашем эконом-классе, если кто-то хочет получить горячее питание на борту – его можно купить, как и доступ к мультимедийной системе.
Когда количество городов в нашей маршрутной сети перевалило за 50, мы оценили потребительские запросы своих пассажиров и сделали бизнес-класс.
В Дубае проживают люди более 200 национальностей, мы летаем в 42 страны мира, поэтому стараемся предлагать самые разнообразные услуги. flydubai сегодня не является классическим лоукостером, мы — это flydubai.
В российской гражданской авиации острейший дефицит летного состава, вы сталкивались с этой проблемой?
— Нет, не сталкивались. У нас в штате работают люди из 105 стран мира. У нас есть пилоты из Америки, Австралии, Европы. Сегодняшним рейсом из Дубая в Москву управлял пилот — выходец из России.
Сколько зарабатывают ваши пилоты?
— Это зависит от контракта и налета, минимум $15 000 в месяц.
Ваша компания летает уже в девять российских городов, не опасаетесь, что экономические санкции ЕС и США в отношении России могут сказаться на бизнесе flydubai?
— Мы верим, что бизнес укрепляет и улучшает связи между государствами. Мы не рассматриваем сложившуюся ситуацию только как негатив, стараемся смотреть более широко с точки зрения времени и географии и в соответствии с этим строим планы на будущее.