Муза Педро Альмодовара, мать двоих детей, 41-летняя Пенелопа Крус, получившая прозвище «Мадридская Мадонна» в Америке или просто «Пе» на родине, сохранила горячее испанское обаяние и яркий акцент, который не помешал ей покорить Голливуд и стать первой испанской актрисой, удостоившейся премии «Оскар» и именной звезды на Аллее славы. Наша первая встреча с Пенелопой Крус состоялась в ресторане Kai Mayfair в Лондоне, где актриса часто бывает с семьей. Small talk, но уже тогда открытость, не слишком типичная для голливудских актрис, меня приятно удивила. Наша вторая встреча была в ее любимом Мадриде накануне премьеры картины «Ма Ма», которая уже вышла и в России. Главная героиня фильма Магда борется с раком груди. Химиотерапия, удачная операция, предательство мужа, новая жизнь, возвращение болезни. Фабула, полная трагизма, — удивительная ода воле и любви. Пенелопа Крус, сыгравшая в картине главную роль, кстати, впервые выступила и исполнительным продюсером.
После перерыва в шесть лет и многократных отказов вы все же вернулись в Испанию для работы над фильмом «Ма Ма».
П. К.: Последнее время стараюсь работать меньше и уделять больше внимания семье, поэтому мне действительно несколько раз приходилось отказывать Хулио [Медему, режиссеру фильма «Ма Ма»]. Но в этот раз, прочитав сценарий, так влюбилась в главную героиню фильма Магду, что не смогла с ней расстаться. Несмотря на трагичность ее судьбы, эта женщина полна желания жить и чувства юмора. Даже в самых сложных ситуациях она находит слова, которые заставляют улыбнуться. Чувство юмора в этом фильме играет особую роль, поэтому мы не раз переписывали сценарий вместе с Хулио даже непосредственно во время съемок. К тому же Магда — очень сильная личность. Зная, что смерть неизбежна, она продолжает жить и творить, находит силы и слова, чтобы поддерживать веру в жизнь не только в себе, но и в окружающих. Она знает и понимает: болезнь неизбежно разрушит ее, но при этом не теряет оптимизма. Это, пожалуй, одна из самых неоднозначных и интересных ролей, которую мне пришлось сыграть.
Вам предстояло передать трагичность судьбы человека, осознающего неизбежность смерти, но в то же время поддерживающего в себе жизнелюбие. Как вы добивались реализма и как влияла на вас эта роль?
П. К.: Чтобы сыграть Магду и суметь передать ее чувства, я провела много времени с женщинами, больными раком. Кому-то из них удалось излечиться, другие находились в стадии прохождения химиотерапии. Но были и те, к кому после лечения болезнь вернулась, как и к героине фильма. Они рассказали мне свои истории, показали послеоперационные шрамы. Они разделили со мной свои истории, и я смогла ощутить, что на самом деле переживала моя героиня. Даже сейчас, когда говорю с вами, вижу лица всех этих женщин. Теперь я знаю о раке намного больше благодаря им, и, наверное, именно поэтому этот фильм стал для меня особенным. Я вложила очень много любви в него.
Есть ли у вас что-то общее с вашей героиней?
П. К.: Я большой оптимист и восхищаюсь людьми, которые сохраняют позитив в самых сложных ситуациях, я стараюсь сама быть такой. Это вовсе не означает закрывать глаза на реальность или отгораживаться от сложностей. Это означает сохранять веру и продолжать двигаться вперед, даже когда руки опускаются. Cила Магды в том, что, несмотря на убеждения врача (невозможность родить ребенка, будучи больной раком), она продолжала верить и смогла, благодаря силе своей веры, стать исключением. Победить саму природу. Ведь необъяснимых наукой случаев в мире много, их называют чудесами. Но мне кажется, что главное чудо — это чудо силы воли, крепости человеческого духа. Вера в то, что все возможно. Именно это убеждение и дает силы идти вперед, даже наощупь, и пробовать делать то, что всем кажется невозможным.
Похоже, вы тоже верили в себя, ведь пробиться в Голливуде и получить «Оскар» вам, испанке, было, наверное, сложно?
П. К.: Сегодня мне 41 год, но я стала работать в 14 лет и мечтать об «Оскаре» мне даже не приходилось, это все было так далеко и казалось совершенно нереальным. Даже не могу сказать, что мечтала в детстве о карьере актрисы, потому как была так далека от мира кино. В нашей семье не было никого из этой сферы, в месте, где мы жили, кинотеатра не было, до ближайшего нужно было проделать большой путь. Тогда я занималась в балетной школе и собиралась связать свою жизнь с танцами. Это продолжалось до тех пор, пока отец не купил видеопроигрыватель «Бетамакс», благодаря которому я открыла для себя кино, и это стало отправной точной в моей жизни. Я влюбилась в кино и, бывало, смотрела один и тот же фильм десять раз подряд. А потом бежала в прокат за новыми кассетами, они тогда были огромного размера, и я носилась с ними от проката до дома и обратно.
Помните первый фильм, который вы смотрели на том самом «Бетамаксе»?
П. К.: Первый фильм не помню, но главным открытием для меня тогда стал Педро Альмодовар. Я даже ходила вокруг его района, надеясь случайно встретиться с ним (смеется). Я до сих пор помню, как не поверила, когда мне сказали, что он звонит. Мне было 17, и в этот момент я сушила волосы в ванной. Я решила, что это очередной розыгрыш, и продолжила возиться с феном, пока родители меня не убедили, что это действительно тот самый великий Педро. И по сей день он остается моим самым большим вдохновителем, восхищаюсь им и как режиссером, и как человеком, он стал моим хорошим другом, и я очень дорожу нашими отношениями.
Вы впервые выступили как продюсер фильма. Понравилась ли вам эта роль и почему вы решили попробовать себя в новом качестве?
П. К.: Мне интересно пробовать что-то новое, поработать за камерой, а не перед ней, как это было все эти годы. Это не означает, что я откажусь от роли актрисы, но, думая о будущем, планирую заниматься и продюсированием фильмов. Предпочитаю все делать шаг за шагом. Начала, кстати, со съемок видеоклипов, потом коммерческих проектов, а вот сегодня — фильм «Ма Ма», мой первый полнометражный проект.
Вы родились в Мадриде, но большую часть жизни прожили в Америке. Где вы чувствуете себя по-настоящему как дома?
П. К.: Мы с Хавьером подолгу живем в Америке, но часто уезжаем домой. Наш дом и наша семья в Испании, и поэтому даже мой «Оскар» я привезла сюда.
Собираетесь ли вы приехать в Москву и представить фильм «Ма Ма» в России?
П. К.: Мне бы очень хотелось этого. Я уже была однажды в Москве, когда мы представляли фильм «Пираты Карибского моря», с нами был еще и мой сын Лео, ему, правда, было тогда всего несколько месяцев, но мы великолепно провели время, и мне искренне хотелось бы вернуться.