«Русский нон-фикшн»: итоги самого престижного книжного форума страны
ИГИЛ, происхождение вселенной, исследования о ГМО, эксперименты над человеческой психикой и другие топы книжных продаж
Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction, закончившаяся в прошлое воскресенье, стала рекордной по продажам нехудожественных книг. Читатели активно покупали мемуары и биографии, научную литературу, исследования об ИГИЛ и историческую прозу. Люди не доверяют официальной информации и ищут знание, которое опирается на факты. Спрос готовы удовлетворить российские писатели: издатели говорят о появлении отечественного нон-фикш, способного составить конкуренцию зарубежному.
Изначально название международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction означало вовсе не «нехудожественную литературу», как теперь думают многие ее посетители. Один из организаторов и идейных вдохновителей ярмарки, критик Александр Гаврилов, 17 лет назад предложил игру слов: интеллектуальная литература в нашей стране - «не фикция». Из камерного мероприятия «для своих» ярмарка действительно превратилась в наиболее престижный отечественный книжный форум. Читатели приходят сюда за качественной литературой — лучшими отечественными и зарубежными новинками.
Топ продаж "Эксмо"
Дина Рубина "Медная шкатулка" - 500 экземпляров
Джесси Бёртон "Минитюарист" - 100 экземпляров
Джон М. Кутзее "Детство Иисуса" - 100 экземпляров
В этом году, вопреки опасениям издателей — все-таки кризис — посетителей на ярмарке было ощутимо больше, чем раньше. Даже по утрам, даже в дни открытия и закрытия. Вечером 29 ноября, через полчаса после официального закрытия, на самом последнем мероприятии программы - встрече со швейцарским физиком Николя Жизаном — яблоку негде было упасть. Люди задавали вопросы про фотонные потоки и покупали «Квантовую случайность», чтобы подписать у автора.
Однако читатели стали экономнее. На стенды они приходили со списками или открытыми на смартфонах рекомендациями СМИ и брали только то, что наметили заранее. Книги из таких списков, например, «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова и «Музей воды» Дмитрия Бавильского продавали со скоростью 15 экземпляров за десять минут - «специально засекли время», рассказала Юлия Качалкина, руководитель направления современной литературы «РИПОЛ классик».
«Люди стали покупать обдуманнее и меньше, это чувствуется даже по количеству сотенных бумажек в кассе, - поделилась наблюдениями главный редактор «Фантом Пресс» Алла Штейнман. - Последние лет пять на нон-фикшн мы то и дело бегали разменивать пятитысячные купюры, а в этом году не пришлось ни разу». Сильно уменьшилась доля импульсных покупок. Уговорить читателя скупить полстенда разом, как в прошлые сезоны, мало кому из издателей удавалось.
Топ продаж издательства «Фантом Пресс»
Филипп Майер «Сын» - 180 экземпляров
Джон Бойн «Мальчик на вершине горы» - 90 экземпляров
Адриана Трижиани «Жена башмачника» - 70 экземпляров
«Экономность и разборчивость - заметные новые тренды, - подтверждает Екатерина Бунтман. По ее словам, видно, что покупки даются людям труднее, всё больше покупателей только прицениваются. Но при этом есть ощущение, что книга для ребёнка - то, на что людям приятнее всего тратить деньги.
«Дорогие книги, например, большие альбомы по искусству, конечно, ощутили влияние кризиса - а на интеллектуальную и научную литературу кризис не влияет. Наоборот, вакуум идей и смыслов, который возник, постепенно растущее разочарование в ситуации и беспокойство толкают людей на поиск серьезного чтения», - подытожила главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.
В этом году ярмарка Non/Fiction впервые полностью соответствует своему названию в понимании книжного рынка. На стендах всех издательств, и взрослых, и детских преобладает та самая качественная нехудожественная литература, которую принято называть нон-фикшн.
«Это очень показательно: народ устал уходить от реальности, — заметил главный редактор издательства «Время» Борис Пастернак. — Был у нас большой интерес к беллетристике, был расцвет детектива в какой-то момент, всплеск женской прозы, потом «Гарри Поттер» покорил мир. А сейчас реальная жизнь «прорвалась наружу». Эту тенденцию, кстати, заметил и Нобелевский комитет: награждая Светлану Алексиевич, академики предложили именно раздвинуть литературные рамки и отметить важность качественной нехудожественной литературы».
Популярность нон-фикшн была видна и на двух стендах флагманов современной литературы — «Редакции Елены Шубиной» и издательства Corpus: художественной прозы и книг нон-фикшн там было примерно поровну.
Топ продаж издательства «Время»:
Светлана Алексиевич — совокупные продажи пяти книг 670 экземпляров
Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» - 100 экземпляров
Георгий Владимов «Генерал и его армия» - 100 экземпляров
Оба главных бестселлера «Редакции Елены Шубиной» — большой новый роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова», и блестящий дебют Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (претендент на все крупные премии этого сезона и уже лауреат «Книги года» и премии «Ясная Поляна») — по сути, художественное переосмысление недавней истории.
Судьба репрессированного Якова Осецкого и его внучки Норы, узнающей своего деда по письмам бабушке и документам из архива КГБ в «Лестнице Якова» и жизнь татарки Зулейхи в Сибири в 30-е годы после массового раскулачивания в книге Гузели Яхиной - истории хоть и разные, но созвучные.
Это «тенденция последних лет — проза с сильным историческим контекстом, — рассказала Елена Шубина, руководитель редакции современной российской литературы издательства АСТ. При этом книги — не исторические романы (два года назад на книге Евгения Водолазкина «Лавр» так и писали - «неисторический роман»), а, скорее, historical fiction, где внутри исторического контекста идет самоидентификация современного человека. Это есть у писателей Владимира Шарова, у Захара Прилепина, у Гузели Яхиной». Говорить про современный контекст писателю проще, опираясь на исторические, но близкие к нам реалии.
С этим трендом смыкается вновь возникший интерес к мемуарной и биографической литературе, заметила Шубина. Отчасти это объясняется недоверием к истории официальной. Абсолютную новинку издательства — ««Посмотрим, кто кого переупрямит...»: Надежда Яковлевна Мандельштам в письмах, воспоминаниях, свидетельствах» — на ярмарке раскупили полностью, все 120 привезенных книг. На презентации воспоминаний Варвары Малахиевой-Мирович «Маятник жизни моей: Дневник русской женщины (с 1930 по 1945 год)» в зале не было свободных мест, и люди активно покупали этот объемный том чужих воспоминаний, не для того, чтобы разобраться в чужой жизни, а чтобы лучше понять свою историю и происходящее сейчас.
Топ продаж издательства «Релакции Елены Шубиной»
Людмила Улицкая "Лестница Якова" — проданы все 500 привезенных экземпляров.
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» - 230 экземпляров
Андрей Аствацатуров «Не только Сэлинджер» - 140 экземпляров
Топ продаж издательства «Розовый жираф»
Люси и Стивен Хокинг «Джордж и код, который не взломать» - 490 экземпляров
Лоис Лоури «В поисках синего» - 350 экземпляров
Франк Котрелл Бойс “Просто космос”(серия «Вот это книга») - 270 экземпляров
Интересно, что и на третьем этаже ЦДХ, где расположились детские издательства, картина была та же. Среди самых обсуждаемых книг для подростков - историческая сказка Юлии Яковлевой «Дети ворона. 1938» (издательство «Самокат») о советском Ленинграде, где родители вдруг могут исчезнуть ночью, а соседи будут еле слышно шептать, что их «унес ворон», но больше не скажут ни слова. И повесть Евгения Рудашевского «Брат мой, Бзоу» (издательство «КомпасГид») о дружбе человека и дельфина и неотвратимости Афганской войны, которой в книге вроде нет, но именно она разбивает вдребезги мир последнего счастливого лета.
Подростки реагировали на появление новинок с сильным историческим контекстом по-юношески решительно. «Если у вас было жестко, мы хотим знать. Расскажите жестко, не надо морочить нам голову», — заявила девочка лет 12-ти на презентации книги «Дети ворона».
«У подростков невероятно востребована правда, - заметила главный редактор издательства «Розовый жираф» Марина Козлова. - Последние годы мы растили такого читателя: чтобы он умел воспринимать хороший текст, мыслить и делать выводы, чтобы не боялся задавать вопросы. Те читатели, которые приходили на Non/Fiction за ручку с мамой, теперь выросли — и они очень требовательны и к теме, и к переводу, и к правде. Подростки хотят, чтобы с ними говорили честно».
Топ продаж издательства «КомпасГид»
Мария Бершадская «Большая маленькая девочка» - 1400 экземпляров книги серии, новая книга — 220 экземпляров
Евгений Рудашевский «Брат мой, Бзоу» - проданы все 200 привезенных экземпляров
Анастасия Строкина «Кит плывет на север» - все 260 привезенных экземпляров проданы на 2й день
Когда 88-летняя Мария Рольникайте, выжившая в Виленском гетто и в двух концлагерях, рассказывала про дневник, который вела все это время, в зале было очень много народу. В том числе внимательно слушающих подростков. (Книга Марии Рольникайте «Я должна рассказать» переиздана издательством «Самокат» в авторской редакции по-русски без купюр).
Топ продаж издательства «Самокат»
«Дети ворона» - 520 экземпляров
Маша Рольникайте «Я должна рассказать» - 295 экземпляров
Микаэль Леблон и Фредерик Бертран «Я в Пижамараме» - 291 экземпляр
На рынке массово появился отечественный нон-фикшн, способный составить конкуренцию переводам, констатировала главный редактор издательства Сorpus Варвара Горностаева. По ее словам, хотя переводные романы и сейчас занимают в издательском портфеле приличное место (абсолютный бестселлер ярмарки от Сorpus - художественный роман Уэльбека «Покорность»), соотношение fiction и non-fiction сильно сместилось в сторону последнего.
Среди «русского нон-фикшн» главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова отметила «невероятную» книгу о птицах «Кум королю» Станислава Востокова (издательство «Белая ворона») и «совершенно сумасшедшую новинку» «Метро на земле и под землёй. История железной дороги в картинках» от издательства «Пешком в историю». Ее придумала и написала Александра Литвина, а нарисовала Аня Десницкая. «Наверное, еще рано говорить о тенденции, но у нас появляются замечательные творческие тандемы — автор и иллюстратор — и создают книги, с которыми, я уверена, мы скоро сможем, наконец, дойти до Европы», - сказала Балахонова.
Начали писать книги молодые ученые и научные журналисты - во многом благодаря поддержке фонда «Династия». «Одна за другой выходят прекрасные книги о науке, написанные на русском языке», - рассказала Горностаева: есть биолог Александр Марков, чьи книги давно и хорошо продаются, в том числе двухтомник «Эволюция человека». Есть абсолютная звезда Ася Казанцева, получившая премию «Просветитель» в 27 лет за книгу «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости», которая уже написала вторую книжку. Есть Александр Панчин, написавший революционную книгу о ГМО «Сумма биотехнологии». На них невероятный спрос. «Мне кажется, научные книги сейчас чрезвычайно востребованы в качестве борьбы с каким-то мракобесием и неожиданно средневековыми представлениями о жизни, которые вдруг овладевают людьми», - резюмировала Горностаева.
Топ продаж издательства Corpus
Мишель Уэльбек «Покорность» - проданы все 560 привезенных экземпляров
Екатерина Кронгауз "Я плохая мать?" - продано 200 экземпляров
Ирина Левонтина "О чем речь" - проданы все 120 привезенных экземпляров
Неудивительно, что издательства, изначально делавшие ставку на нехудожественную литературу, например «Альпина нон-фикшн», называют 17-ю ярмарку в ЦДХ рекордной по продажам и читательскому интересу.
«Кроме бестселлера «Игил: Армия террора» Майкла Вайса и Хассана Хассана, который ожидаемо пользовался спросом как единственное на сегодняшний день серьезное исследование на актуальную для всех тему, очень активно покупали книгу Стивена Вайнберга «Объясняя мир» и «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль» Стэнли Милгрэма с его великим психологическим экспериментом, рассказал генеральный директор «Альпина Нон-фикшн» Павел Подкосов.
Провокационный эксперимент Милгрэма продемонстировал человеческую потребность повиновения авторитетам, и отчасти объяснил загадку десятков тысяч людей в фашистской Германии, которые отправляли на смерть себе подобных, просто выполняя свой долг. Он был признан одним из самых нравственно значимых исследований в психологии и теперь, спустя полвека после проведения, оказался снова актуальным для российских читателей.
«Люди истосковались по знанию, которое опирается на факт. Не на веру, не на представления каких-то авторитетов, а
Топ продаж издательства «Альпина нон-фикшн»
Майкл Вайс, Хассан Хассан «Игил: Армия террора» - 400 экземпляров
Стивен Вайнберг «Объясняя мир: Истоки современной науки» - 220 экземпляров
Сергей Попов «Суперобъекты: Звезды размером с город» - 200 экземпляров Николя Жизан «Квантовая случайность: Нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса - 200 экземпляров
на факт, на то, что известно науке. Наши читатели хотят понимать актуальные и, вместе с тем, фундаментальные вещи, поделилась своими наблюдениями Варвара Горностаева. - Раньше Франкфуртская книжная ярмарка меня одновременно восхищала и огорчала тем, что мы не могли делать как они. Во Франкфурте самые важные книги на самые важные темы — начиная с глобального потепления и заканчивая проблемами в Афганистане — у нас этого никто никогда не читал. А сейчас мы постепенно, пусть и медленно, становимся частью мирового сообщества».