Вместо тренингов личностного роста: почему новый мультфильм Pixar «Душа» понравится даже взрослым
Мультфильмы Pixar давно превратились в отдельный вид искусства, отличный по духу и почерку от работ коллег из Disney. В то время как транснациональный гигант, впитывающий в себя, как губка, все больше и больше компаний, старается зрителю лишний раз подмигнуть и скормить что-то знакомое и понятное, его дочерняя компания не боится смелых и даже опасных, с точки зрения коммерции, экспериментов. За последние десять лет в Pixar особенно разошлись: первыми вывели в авангард принцессу-феминистку, которую сама всех спасает («Храбрая сердцем»), придумали мультик про структуру личности и психологические травмы («Головоломка»), под шутки и веселые песни поболтали о смерти («Тайна Коко») и даже первыми решились добавить в детский мультфильм ЛГБТК-персонажа («Вперед» и короткометражка Out). Новый мультфильм Pixar идет еще дальше и выводит формулу смысла жизни. Оказалось, в нее входят пицца и котики.
Главный герой «Души» — Джо Гарднер, взрослый парень с характером вечного ребенка, который больше всего в жизни любит джаз. Он пытается поладить со своей немолодой мамой-карьеристкой, без особых перспектив работает на полставки в музыкальной школе и лелеет мечту выступать на сцене. Однажды такая возможность подворачивается — бывший ученик зовет его на пробы в группу популярной саксофонистки. Пройдя их с успехом, герой получает приглашение принять участие в большом концерте. Обрадованный, он выбегает на улицу и не замечает, как падает в открытый люк на дороге — а очнувшись, обнаруживает себя в теле сине-зеленой сущности на траволаторе, ведущем в загробный мир.
Не желая смиряться со своей участью (ведь завтра ему выступать), Джо пытается сбежать и попадает в другое измерение, где души-комочки готовятся к отправке на Землю, обрастая характерами под руководством Наставников. Стать последним предлагают и Джо.
Звучит все куда страшнее, чем выглядит: Pixar, конечно, ребята отчаянные, но не смертники, а потому «мультфильм про смерть» можно смотреть и детям, и взрослым. Жизнь после смерти тут показана в достаточно мягком позитивистском ключе: сама идея о том, что где-то во вселенной существует мир, в котором будущим детям присваивают определенные навыки и таланты, которые им предстоит раскрыть, звучит более чем обнадеживающе.
Сравнения с «Головоломкой» или «Тайной Коко» могут быть уместными, но лишь из-за схожести тем и структуры повествования: «Душа» тоже визуализирует фигуральные материи (вроде вдохновения или творческого порыва), которые в нашем мире существуют лишь в виде слов и образов — и по части визуализации у мультфильма все просто отлично. Яркие краски, очаровательные персонажи и очень много доброго юмора — ребенок будет в восторге (возрастной рейтинг фильма — 6+).
За всем этим, по прекрасной пиксаровской традиции, скрывается глубокий смысл — маленький зритель навряд ли его уловит, зато подросток и взрослый поймет и оценит. «Душа» говорит об очень серьезных и глобальных вещах: в чем наше предназначение? Должна ли у человека быть цель? И вообще — имеет ли хоть какой-то смысл человеческая экзистенция? Взять, например, главного героя Джо — он типичный «человек завтрашнего дня»: живет с надеждой на будущее, но угрюмо смотрит на настоящее, много рефлексирует, прокрастинирует и витает в облаках. Он умен и по-своему обаятелен, но у него почти нет друзей. Его стыдится даже собственная мама, которая мечтает, что однажды непутевый сын возьмется за ум, выбросит из головы глупости про джаз и устроится на нормальную работу, с социальными выплатами, страховкой и гарантиями. Когда он попадает в загробный мир, ему, как Наставнику, поручают самую непоседливую душу по имени Двадцать Два — с ней не справились даже Авраам Линкольн и Мать Тереза в попытках выработать нужные качества и отправить на Землю.
Оказавшись вместе, два неприкаянных существа (или, точнее, сущности) начинают путешествовать по двум мирам — загробном и земном — и познавать их: какая на вкус земная пицца, что такое разговор по душам (в гипотетическом и буквальном смыслах) и каково это — оказаться в теле кота. Через приключения оба героя поймут для себя важнейшие вещи — а вместе с ними, возможно, задумается и зритель.
«Душа» оказывает мощный психотерапевтический эффект, давая подсказки, как жить и не тяготиться тяжестью собственной судьбы. Для Джо оказаться перед бесконечностью куда менее жутко, чем обнаружить, что его земная жизнь, в общем-то, была довольно пуста; то же самое можно сказать и про Двадцать Вторую, которая, как попрыгунья-стрекоза, лета небесные пропела и потеряла интерес вообще ко всему. Вместе со зрителем они найдут ответы на мучившие их вопросы.
В итоге «Душа» оказывается историей не про смерть, а про жизнь и вдохновение — про то, что наполняет радостью, счастьем, творчеством. Создатель картины Пит Доктер, отрефлексировавший сюжет «Головоломки» из наблюдений за дочерью, в этот раз набирал материал из опыта общения с сыном Ником — но не с ребенком, а с уже взрослым 23-летним человеком, которому нужно было решить, кем ему быть и какое будущее для себя выбрать. Можно ли вообще найти правильный ответ на такой сложный вопрос? Конечно, нет — так считает Доктер, а потому предлагает «джазовать»: узнавать людей и мир вокруг себя, радоваться маленьким удовольствиям и наслаждаться большими, не концентрироваться на плохом и учиться замечать хорошее. Звучит банально и от того вдвойне удивительно, как из таких прописных истин рождается настоящая музыка жизни. «Душа» настолько мастерски сделана и одновременно легка для восприятия, что работает на мотивацию похлеще любых тренингов условного Тони Роббинса. И кто знает, скольким Джо Гарднерам она поможет услышать свой внутренний джаз.